Она, как говорится, проснулась знаменитой в 1939 г., когда на экраны страны вышел фильм «Девушка с характером», в котором Серова сыграла главную роль. Популярность картины была настолько большой, что зрители брали кинотеатры штурмом.
Они были созданы друг для друга - Серова и камера, Серова и сцена. Это признавали все, кто видел Серову-актрису. Что же до жизни реальной, то для миллионов современников имя актрисы Валентины Серовой соединилось с именем гениального поэта Константина Симонова.
В 1941 г. Симонов посвятил 22-летней Вале знаменитое стихотворение «Жди меня, и я вернусь...». Однако спустя годы он будет писать ей совсем другое:
«Я не могу писать тебе стихов
Ни той, что ты была, ни той, что стала...
Я просто разлюбил тебя...»
На похоронах Серовой его не было, он лишь прислал к гробу 58 розовых роз - по количеству прожитых актрисой лет.
Вдова Героя
На самом деле Серова прожила меньше: 56 лет. Да, в её паспорте значился год рождения 1917-й. Однако позже выяснилось, что родилась она в 1919 г., а возраст прибавила, чтобы её приняли в театральное училище.
Фамилией, с которой она вошла в историю отечественного кинематографа, актриса обязана первому мужу: Герою Советского Союза лётчику-испытателю Анатолию Серову. Анатолий встретил молодую актрису - ей было всего 19 - на праздничном вечере в гостях у друга-лётчика и пригласил на танец. Спустя три дня сделал предложение, а ещё через неделю, 11 мая 1938 г., пара расписалась. Анатолий носил молодую жену на руках. Трудно представить, что испытала Валя, у которой под сердцем уже был их ребёнок, когда узнала, что муж разбился во время испытаний. Это случилось в первую годовщину их свадьбы: 11 мая 1939 г. Спустя 11 лет уже в браке с Симоновым у неё в тот же самый день - 11 мая - родится дочь Маша. По рассказам Марии Симоновой, её день рождения всегда начинался с того, что вместе с мамой они шли к Кремлёвской стене, где захоронен прах Анатолия Серова.
Сына, который родился в конце 1939 г., она назвала в честь погибшего мужа Анатолием. Его судьба сложится трагически: он умрёт в возрасте 34 лет.
Пылкий влюблённый
В 1939 г. на Серову обрушилось и личное горе, и профессиональное признание - на экраны страны вышел фильм «Девушка с характером». А на сцене театра «Ленком» её увидел начинающий поэт и писатель Константин Симонов. Он на тот момент состоял во втором браке, растил маленького сына, но это не помешало ему отдаться новому чувству. Симонов страстно добивался внимания Валентины: не пропускал ни одного её спектакля, всегда в первом ряду с букетом цветов.
Переломным в их отношениях становится 1941 г. и стихотворение Симонова «Жди меня, и я вернусь...». Скромную свадьбу (Симонов к тому времени развёлся) пара сыграет в 1943 г. В том же году на экраны выходит фильм «Жди меня» с Валентиной Серовой по мотивам прославленного стихотворения. После Победы Симонов, не только поэт, но и журналист, быстро пошёл вверх по карьерной лестнице. Его часто отправляли в командировки, в том числе за границу. А Серова вновь ждала его, как в войну ждала с фронта.
Когда-то Валя поверила, в том числе и благодаря гениальным стихам, что нужна Симонову как воздух. Но реальность оказалась прозаичнее. Могла ли она с ней смириться? К сожалению, мы слишком мало знаем о внутреннем мире Серовой. Не осталось записей её интервью. Нет опубликованных дневников, по которым можно было бы понять, чем жила эта женщина. Поэтому очень ценно мнение документалиста Галины Долматовской, которой дочь актрисы позволила познакомиться с личными бумагами Серовой. «Я была ошеломлена, с каким тщанием она хранила каждую записочку, каждую телеграмму от друзей, треугольнички писем с фронта. Потрясают её дневники свиданий с дочерью, с которой она была разлучена до своего «перевоспитания» (дочь Марию актрисе пришлось возвращать по суду. - Ред.). Невозможно было представить, что эта золотоволосая красавица от руки переписывает роли, которые хотелось бы ей сыграть. Сравнивает разные переводы «Гамлета», на отдельной страничке выписывая, как читается в различных вариантах та или иная фраза».
Сгоревшие письма
Валентина Серова до последнего бережно хранила письма Симонова, которые он отправлял ей с фронта. После кончины матери дочь Мария выполнила волю отца: отдала ему письма, прекрасно понимая, что он хочет их уничтожить. Симонов пережил Серову на несколько лет. Незадолго до смерти прямо в больнице он действительно сжёг их. Мария успела переписать небольшую часть писем - знала, как они были дороги для мамы. Она не собиралась их публиковать, но вышло иначе. Шесть писем без её ведома увидели свет. Вот отрывок одного из них: «Я тебя люблю, Валька, и мне сегодня ничего не хочется тебе писать больше. Сейчас ещё рано - чуть рассвело, уезжаю на два дня на передовые <...> - а сейчас как будто держу тебя в руках и яростно ласкаю тебя до боли, до счастья, до конца и не желаю говорить ни о чём другом - понимаешь ты меня, моя желанная, моя нужная до скрежета зубовного...»
Пара развелась в 1957 г. Говорят и пишут, что Симонов не смог больше терпеть её обострившегося пристрастия к вину. Эту женщину любили и обожали миллионы, но в нужный момент рядом не оказалось того, кто смог бы вытянуть Серову из этой трясины... После кончины актрисы многие вспоминали её доброту - как она выбивала для нуждающихся жилплощадь, помогала с устройством в больницы, поиском лекарств. Однако в день похорон в декабре 1975 г. не нашлось никого, кто бы произнёс речь у её гроба.
Симонов после развода на творческих вечерах избегал читать стихотворение «Жди меня...». Но читать приходилось - из зала шли десятки просьб. Что он чувствовал в тот момент, мы уже не узнаем. Но сохранились слова, сказанные им перед смертью дочери: «...То, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни... И самым большим горем».