«Сразу понял: они не вернутся». Как Карен Шахназаров остался без семьи

Карен Шахназаров. © / Илья Питалев / РИА Новости

8 июля празднует 70-летие народный артист России, режиссер, сценарист, продюсер и гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров.

   
   

Несколько его фильмов вошли в Золотой фонд российского кинематографа. А в честь юбилея режиссера aif.ru вспоминает пять ярких лент, оставивших след в сердцах зрителей. 

«Мы из джаза» (1983)

Действие происходит в 1926 и 1982 гг. Сначала увлеченный джазом студент-комсомолец музыкального техникума Костя Иванов (Игорь Скляр) выдворяется из стен учебного заведения и пытается создать свой джаз-бэнд. А в конце постаревшие друзья, уже популярные исполнители, выступают перед широкой публикой.

Музыкальная картина принесла режиссеру широкую известность, международные призы и по опросу читателей «Советского экрана» стала лучшим фильмом года. В нем много джаза в исполнении оркестра Кролла (сам он солировал на рояле), архивных записей 1920-х годов. Музыку писали Анатолий Кролл и Марк Минков, песни которого исполнили, в том числе, Игорь Скляр и Лариса Долина (зарубежная певица Клементина Фернандес). В картине практически нет неизвестных актеров — тут весь цвет отечественного кинематографа. Неизвестной пока широкой публике школьнице Анастасии Немоляевой достался эпизод.

«Зимний вечер в Гаграх» (1985)

Теперь Шахназаров обратил внимание на 1950-е годы и… чечётку. Фильм снова музыкальный. Только на этот раз — драма. По признанию режиссера, получилось своего рода продолжение предыдущей картины. Но не автобиография прославленного степиста Алексея Быстрова. Он, кстати, был репетитором по чечетке в фильме «Мы из джаза» и умер во время съемок. А после выхода «Зимнего вечера» режиссеру позвонила дочь Быстрова, не знавшая, что отец работал с Шахназаровым: «Вы сняли фильм словно о моем отце».

Историю с дочерью главного героя Беглова (Евгений Евстигнеев), которая не пригласила отца на свадьбу, подсказала тогдашняя жена режиссера Елена Сетунская — в первый раз выходя замуж, она поступила так же. Работая над ролью, 58-летний Евстигнеев с сердечными проблемами брал уроки чечетки и потом многое выполнял сам. Только в нескольких эпизодах его дублировал мастер Владимир Кирсанов. Кстати, на роль дочери Беглова пробовалась Ирина Цывина. В Фильм она не попала. Но уже через год стала женой Евгения Евстигнеева.

Прототипом певицы Ирины Мельниковой (Наталья Гундарева) стала Алла Пугачева, которая, прочитав сценарий, попросила его переделать. Пела за кадром Лариса Долина. Главную роль должен был снова сыграть Игорь Скляр, но театр и другие кинопроекты не позволили ему влиться в сложившийся коллектив. 

   
   

«Курьер» (1986)

Трагикомедия выросла из одноименной повести Карена Шахназарова, опубликованной в журнале «Юность» четырьмя годами ранее. Картина снята в рекордные сроки — с мая по август 1986-го. Читатели «Советского экрана» признали «Курьер» лучшим фильмом 1987 г. Он получил несколько призов. Стал одним из лидеров советского проката. И был удостоен Госпремии. Главные роли исполнили москвичи-одноклассники Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева. Так что «сыграться» на съемках им не составило труда. Проблема возникла у художников по костюмам — достать модную по тем временам одежду даже «Мосфильму» было сложно. В результате использовались вещи Насти и жены режиссера Елены Сетунской.

Оператором выступил отец Насти. Композитором — Эдуард Артемьев. Любитель и знаток музыки, Шахназаров и в этом фильме не изменил себе, наполнив эпизоды не только роскошными диалогами, но и прекрасными вокальными и инструментальными номерами. Их исполняют Лев Лещенко и Бобби Орландо, группа «Земляне», «Машина времени», «Аквариум», Scorpions. Дополняют музыкальную картину Брамс и Бетховен. Однако ярчайшим эпизодом стало исполнение Инны Чуриковой и Федора Дунаевского популярной в то время песни «Земля в иллюминаторе».

Самое ценное, что фильм о молодежи, о проблемах отцов и детей, снятый в другой стране совершенно в иное время, смотрится на одном дыхании и сегодня. Не случайно лента была отреставрирована и в 2020-м выпущена в прокат повторно.  

«Цареубийца» (1991)

Прочитав большую статью о расстреле царской семьи, режиссер загорелся идеей сделать об этом фильм. Тем более у него уже был богатый материал о пациентах клиники для душевнобольных. А, чтобы иметь возможность отступить от исторических реалий, было решено разбавить 1918 год современными эпизодами.

В психологической драме с элементами мистики режиссер изначально видел Олега Янковского и Малкольма Макдауэлла (психиатр Смирнов/Николай II и пациент Тимофеев/Яков Юровский соответственно). Но если с первым предварительная договоренность была, то о втором Шахназаров не смел даже мечтать. Согласился британец, только прочитав сценарий и познакомившись с режиссером на Каннском фестивале. Несколько месяцев в Москве Макдауэлл жил в скромной съемной квартире. Однако гонорар его составил 2 млн долларов. В отличие от прежних картин, которые Карен Георгиевич делал быстро, для «Цареубийцы» потребовались съемки во все времена года. Проект останавливался и снова возобновлялся. 

В «Цареубийце» дебютировала Дарья Майорова (великая княжна Ольга Николаевна), которая стала третьей женой Карена Шахназарова и родила ему Ивана и Василия. Официально брак продлился 8 лет.     

«Американская дочь» (1995)

Бросив мужа-музыканта (Владимир Машков), Елена (Мария Шукшина) вместе с маленькой дочерью (Эллисон Уитбек) улетает в Америку. Улетает без согласия и предупреждения. Просто бежит сломя голову…

Это была личная история Карена Шахназарова, его второй жены Елены Сетунской и их дочери Ани (в фильме они фигурируют под своими именами). Хотя режиссер не раз подчеркивал, что принципиально не снимает автобиографических фильмов. Тем не менее, когда он уехал на несколько дней в Канны, жена сбежала из дома с дочкой, оставив мужу странную записку: «Уехала в Америку, хочу показать дочери Диснейленд». А он сразу понял, что они не вернутся. Хоть и пытался поначалу искать их, надеялся что-то исправить.

В фильме Алексей приезжает к Елене и Анне через четыре года. Карен Георгиевич увидел дочь только через… 20 лет. В отеле Нью-Йорка перед ним сидела молодая успешная женщина. Выросшая с отчимом. Не похожая на отца. Им практически не о чем было говорить. Тем не менее ему приятно было услышать долгожданно слово «папа». И просто обнять дочь. Свою американскую дочь…