Сергей Бодров: «Мы заложники имперской судьбы государства»

Сергей Бодров: «Нам надо учиться слушать друг друга!» © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

«Надо понять, что Россию ставить на колени никому не выгодно», - считает режиссёр Сергей Бодров.

Досье
Сергей Бодров. Родился в 1948 г. в Хабаров­ске. Окончил сценарный факультет ВГИКа. В конце 90-х уехал в США, где живёт и работает по сей день. Снял фильмы «Кавказский пленник», «Монгол», «Медвежий поцелуй», «Седьмой сын» и др.
   
   

Будем добрее!

Сергей Грачёв, «АиФ»: Сергей Владимирович, на прошедшем недавно фестивале «Кинотавр» вам вручили награду «За художественные достижения в российском и мировом кино». А за какие достижения последних лет можно было бы вручить условный приз России?

Сергей Бодров: Когда страна находится на перепутье, говорить о призах, даже условных, сложно. Россия сейчас находится в непростом положении, её позиция в мире вызывает непонимание. Отсюда санкции и прочие проблемы. Но я очень надеюсь и верю, что постепенно пути взаимопонимания будут найдены. Иначе никак. Жизнь в изоляции - это тупик. Это очевидно, причём, уверен, не только мне, но и самым высоким руководителям.

- Ну, большинство обывателей с вами не согласится. Я даже не на соцопросы сейчас опираюсь, а на примеры личного общения. Люди без всякой иронии заявляют примерно следующее: «Мы живём в лучшей стране на свете, а все остальные страны нам завидуют!» 

- (Смеётся.) Это всё комплексы взросления. Но у большой страны таких комплексов быть не должно. Россия огромная, занимающая важное место в мире страна. Ну какие тут могут быть обиды, подозрения на то, что нас не уважают, с нами не считаются?! Это удел маленьких стран. Хочет Россия идти своим путём?! Ну так надо идти! Но при этом не надо задевать интересы других - вот что важно. Агрессия, злость - добра и здоровья во всех смыслах стране это дать не может. 

Я понимаю, о чём вы хотите спросить, - я же тоже разговариваю с самыми разными людьми и часто слышу что-то из области: «Нас хотят поставить на колени, хотят заставить жить по своим правилам! Но мы им покажем!» Надо понять, что Россию ставить на колени никому не выгодно. В конце концов, народ с колен встаёт, и заканчивается это кровавым бунтом и революцией. А если учитывать, что у страны есть ядерные боеголовки, то это вообще самоубийство! 

Естественно, руководители разных стран, политики да и мы сами как члены общества далеко не ангелы. Все допускают какие-то ошибки, просчёты. Но в принципе во всём цивилизованном мире люди уже давно научились договариваться друг с другом.

   
   

- А как договариваться с людьми, которые идут взрывать себя в толпе?! 

- Увы, никак. И именно эта проблема сегодня самая важная, самая главная в мире! Здесь взаимо­понимание, к сожалению, найти действительно невозможно…

- Ну они же формально цивилизованные люди! Мобильниками пользуются, читать-писать умеют… В чём загвоздка?!

- Я как-то на эту тему разговаривал со своими израильскими друзьями. Пытался донести до них следующее: людям, которые родились и выросли, по сути, в лагерях, терять в этой жизни нечего. У них нет ни земли, ни страны, ни внятной истории. Ну не может человек, рождённый в лагере для беженцев, стать, скажем, шахматистом! Они не играют там в шахматы. Их очень легко убедить, что рай наступит только тогда, когда они взорвут себя, забрав с собой в иной мир неверных. У них нет никаких надежд. Вот это страшно. Вот это фундаментальная проблема мира. 

- Вы в самом начале разговора сказали, что страна сегодня находится на перепутье. А разве на этом проклятом перепутье мы находимся не с развала Совет­ского Союза?

- Совершенно верно! Мы на него всё время почему-то выруливаем. Когда мы оказались на нём впервые, это было вполне естественно и закономерно с точки зрения истории. Любая империя, а Советский Союз был именно империей, пусть и социалистической, со временем разваливается. Повторюсь: для России сейчас важно найти общий язык с остальным миром, а не пытаться углядеть во всех остальных странах врагов.

Нас «заразили»?

- В этом году вашему легендарному фильму «Кавказский пленник» исполнилось 20 лет. У меня опять аллегорический вопрос: пленниками кого или чего мы являемся сегодня?

- «Кавказский пленник» - это история, написанная ещё Львом Толстым. Но Кавказская война продолжается до сих пор. Она то затихает, то вспыхивает с новой силой, но не прекращается. 

- Но я про другое вас спрашиваю…

- Сейчас я готовлюсь приступить к экранизации романа известного пермского писателя Алексея Иванова «Сердце Пармы». Это очень глубокая, основательно проработанная история об освоении Урала, Сибири. События XV века… Иванов очень ярко показывает, что расширение государства - дело всегда кровавое. Подавлялись религии, разные точки зрения, насаждалась совершенно другая жизнь. Но создавалась мощная империя. А за такие вещи всегда приходится расплачиваться. Расплачиваться распадом. Такова судьба империй.

- Америка создавалась таким же образом - путём колонизаторства!

- Да, конечно, история США - это история колонизаторства. Но американцы, в конце концов, попытались найти баланс - они отдали индейцам большое количество земель. Они осознали, что их руки практически по локоть в индейской крови.

- Вы так и не ответили на вопрос: пленниками кого или чего мы являемся?

- Пленниками или даже заложниками имперской судьбы государства. Все страны-завоеватели вынуждены за свои завое­вания со временем расплачиваться. Бесследно такие вещи не проходят. Мы расплачиваемся до сих пор. Но наша проблема ещё и в том, что мы очень любим сваливать все свои неурядицы на кого угодно, только не на себя. До недавних пор мы сваливали всё на монголов: столько времени провели под их игом, таким количеством плохих вещей на ментальном уровне они нас «заразили»!

- Это какими?

- Ну, например: почему русские много пьют, ругаются матом, недружелюбны? Да потому что монголы научили этому! Это к вопросу о поиске врагов…

- …даже не продолжайте! Америка совсем загнила или пока просто «плесенью» покрылась? Я по телевизору про это слышал!

- (Хохочет.) Если она и загнивает, то этот процесс будет тянуться ещё очень и очень долго. Несмотря на все проблемы США, там сконцентрировано огромное количество изобретателей, в том числе из России. Туда стекаются лучшие умы со всего мира. Но малообразованное белое население США остаётся без работы, и это накаляет атмосферу национализма.

- Проблема национализма есть всегда и почти везде. Вы лучше, как человек с двойным гражданством, расскажите, как рядовые американцы к Путину относятся.

- С одной стороны, у них есть чувство непонимания его политики, а с другой - безусловное чувство уважения к его твёрдой власти. Есть люди, которым кажется, что твёрдая рука - это здорово. Обаме, чтобы принять какое-то важное решение, нужно договариваться со всеми. Путину в этом смысле и легче, и сложнее. Но в то же время он, как любой человек, может ошибаться. Поэтому я ещё раз повторюсь о необходимости слушать друг друга, спорить о поисках путей выхода, но при этом уважать мнения друг друга.

- Может, знаете, как к этому прийти? А то звучит как красивая демагогия…

- Вы знаете, что такое классический английский газон? Зелёный, чистый, мягкий, густой! Чтобы он стал таким, его на протяжении трёхсот лет стригли, холили и лелеяли! Давным-давно, ещё во время советской власти, я впервые вырвался в Лондон. Табличка «По газонам не ходить!» сидела у меня в печёнках. И тут я вдруг увидел, что в центре города люди не только ходят по газонам, они лежат на них, обнимаются, устраивают пикники. Это был почти слом сознания. Я два часа просто лежал на газоне и смотрел в небо.

- Так голливудские фильмы заканчиваются, а не интервью в «АиФ»!

- А что бы вы хотели, чтобы я сказал?! Что менталитет меняется веками? Что нужно менять его через культуру, образование? Что если этим не озаботиться сейчас на всех уровнях власти, то завтра, может быть, будет просто поздно и страна откатится назад? Ну, это слишком очевидные вещи… Так плохие детективы заканчиваются.