«Сатиры для детей быть не должно». Чем запомнился Борис Грачевский?

Борис Грачевский. © / Галина Кмит / РИА Новости

На 72-м году жизни скончался советский и российский режиссер и сценарист, один из создателей журнала «Ералаш», его директор и художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России Борис Грачевский. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на жену Грачевского, актрису Екатерину Белоцерковскую.

   
   

В конце декабря Грачевский написал в своем блоге в Instagram, что заразился коронавирусной инфекцией и попал в больницу. Врачам удалось стабилизировать его состояние; в четверг, 14 января, ему стало хуже, он был введен в искусственную кому, а его состояние оценивалось как тяжелое. Вечером в этот день Борис Грачевский умер.

Официально причина его смерти пока не сообщалась. Дата прощания и похорон будет сообщена позже.

Борис Грачевский родился в 1949 году в Московской области; его отец участвовал в Великой Отечественной войне, он работал конферансье и культработником и иногда брал на выступления своего сына. Но поначалу Грачевский-младший артистом быть не собирался.

«Я был нормальным пацаном, не пай-мальчиком, но и не задирой. Мог и „приколоться“, а когда стал постарше, то начал придумывать всякие фокусы. Бывало, что прогуливал занятия и даже срывал уроки», — признавался он в одном из интервью.

Он окончил техникум в подмосковном Калининграде (сейчас — Королев), работал токарем на заводе, отслужил в армии и потом устроился на киностудию имени Горького — грузчиком. Впрочем, тогда он поступил на заочное обучение во ВГИК, на факультет организации кинопроизводства, но окончил его только годы спустя, что не помешало Грачевскому суметь организовать популярный детский кино- и тележурнал «Ералаш».

   
   

Идея создания «Ералаша» пришла к режиссеру (тогда не слишком известному) Алле Суриковой: в 1972 году она написала письмо в ЦК КПСС с предложением сделать детский аналог знаменитого «Фитиля». Предложение понравилось, но его реализацией занялась не Сурикова (хотя она и была автором несколько сюжетов), а совсем другие люди — одним из них и был Грачевский.

Настоящих основателей было двое — Грачевский и драматург Александр Хмелик; название «Ералаш» придумала дочь Хмелика, когда киноруководство отвергло предложенный Суриковой «Фитилек». Правда, в новом журнале было существенное отличие.

«Сатиры для детей быть не должно, им вполне достаточно юмористического направления», — говорил Грачевский.

«Ералаш» как-то быстро стал традиционной передачей — за счет организаторской энергии Грачевского. Регулярно снимались новые выпуски, в них были задействованы обычные школьники со всей страны — и некоторым из них участие в «Ералаше» дало путевку в большое кино. Среди них — Федор Стуков, певица Глюкоза (Наташа Ионова), Саша Лойе, Анна Цуканова, Сергей Лазарев и Влад Топалов.

«Но мы не выращиваем артистов, мы просто даем возможность детям для самореализации», — рассказывал Грачевский.

«Ералашем» Грачевский занимался долго. С основания и до 2001 года он был директором журнала, потом стал его художественным руководителем. Фактически именно он был лицом журнала — многие недоумевали, когда узнавали настоящую историю создания «Ералаша».

За «Ералаш» Грачевский получил и все свои награды — в 2000 году он стал заслуженным деятелем искусств, получил премию правительства России и премию «Золотой Остап».

За эти годы «Ералаш» менялся, и, пожалуй, только Грачевский и был неким непреходящим элементом, который обеспечивал его актуальность и любовь новых и новых поколений зрителей.

При этом вся энергия Грачевского уходила именно на его основное детище. Хотя он снял два фильма — мелодраму «Между нот, или Тантрическая симфония» и драму о трех подружках-школьницах «Крыша». Но они — в отличие от «Ералаша» — прошли почти незамеченными.