Правдоруб или лжец? За что ценили и ненавидели Юрия Любимова

Режиссер Юрий Любимов на репетиции пьесы «Борис Годунов» в московском театре драмы и комедии на Таганке. 1988 год. © / Фред Гринберг / РИА Новости

Юрий Любимов — почти ровесник революции. На месяц моложе — на свет он появился 30 сентября 1917 года. К юбилею знаменитого режиссера aif.ru собрал самые яркие — и порой противоречивые — воспоминания о нем коллег.

   
   

«Там говорили правду»

Начинал Любимов в Театре им. Вахтангова, куда в 1946 году был принят в труппу. Здесь в 1959 году состоялся его режиссерский дебют — он поставил спектакль по пьесе Александра Галича «Много ли человеку надо». И все же в первую очередь имя театрального реформатора Юрия Любимова ассоциируется с Таганкой. Люди выстаивали километровые очереди, чтобы попасть на легендарные спектакли: «Добрый человек из Сезуана», «Гамлет» и многие другие хиты. «Тогда, в наше время, было запрещено читать много, говорить много, видеть. Запрещено, чтобы в произведении была правда, —рассказывала aif.ru актриса Инна Чурикова. — А у Юрия Петровича она была. У Любимова такие спектакли были замечательные на Таганке, что этот театр был самый необходимый, во всяком случае, для нас с Глебом, и для многих-многих людей — и молодых, и пожилых. Там говорили правду».

Артист Театра имени Евгения Вахтангова Юрий Любимов у себя дома. Москва, 1957 год. Фото: РИА Новости/ О. Иванов

Президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова в беседе с aif.ru признавалась: «Любимов сделал театр, которого до него не было, театр удивительной глубины, серьезности, где не было ничего поверхностного. Это всегда была правда. Он прожил длинную жизнь, но становился все более красивым. Я видела в последние годы его жизни — он был прекрасен… Так случается только с людьми, которые прожили жизнь внутренне абсолютно правдиво. Он был человек, который говорил именно то, что думает. Он был правдив даже тогда, когда никто с ним не соглашался и он был неправ».

 «Сплетни, интриги, коалиции»

«В Театр на Таганке я пришла в 1967 году, — вспоминала в разговоре с aif.ru заслуженная артистка РСФСР Лидия Савченко, первая жена актера Леонида Филатова. — В труппе служили Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Николай Губенко, Борис Хмельницкий, Зинаида Славина, Алла Демидова. Все звезды! Возглавлял коллектив Юрий Любимов. К сожалению, уже тогда в театре была не очень хорошая обстановка. Сплетни, интриги, коалиции». По словам актрисы, на Таганке была масса театральных козней и подковерной возни, «кто-то все время ходил “поговорить” к Юрию Петровичу», а если предстояли гастроли за границей, так и вовсе «начиналась “жральня”».

В 1992 году Таганка распалась надвое. Часть труппы под руководством Николая Губенко образовала «Содружество актеров Таганки» и заняла новое здание театра. Оставшаяся часть артистов во главе с режиссером Юрием Любимовым осталась в старом здании. Этому предшествовал громкий скандал.

«Все на Таганке ее боялись»

В свое время именно Лидия Савченко первой узнала о махинациях, которые собирался предпринять Любимов со зданием их театра. «Я была заместителем председателя нашей профсоюзной организации, — рассказывала aif.ru Савченко. — Однажды приношу взносы в объединенный театральный комитет. И мне там рассказали, что по новым законам любой руководитель может подсуетиться и приватизировать организацию, стать ее хозяином. Это было время перестройки, смута, бесправие. Любимов, как выяснилось, поговорил с мэром Москвы Гавриилом Поповым о том, что он приватизирует все наше здание. Бумаги, мол, пока не подписаны, но речь идет о том, что будет реорганизация, контрактная система, по сути — роспуск труппы. А мы уже не ребята-малыши, нам где-то надо работать. А тут все остаются на улице... Да еще в такое время». Савченко уверена, что инициатором этого шага была жена Любимова Каталин: «Она быстро поняла, что на приватизации можно хорошо заработать. Очень властная женщина! Каталин все на Таганке боялись. Она ходила по театру, материлась, причем с венгерским акцентом. Было смешно, но противно. Она кого-то ненавидела, кого-то гнобила. В общем, была главная».

Актер и режиссер, основатель театра на Таганке Юрий Любимов с супругой Каталин. 2002 год. Фото: РИА Новости/ Дмитрий Коробейников

Актеры Таганки Савченко, Прозоровский и Давыдов отправились к Николаю Губенко, своему коллеге-артисту и бывшему министру культуры. «Помню, Губенко сидел в кафешке с Леонидом Филатовым, моим бывшим мужем, с которым мы уже разошлись и почти не общались. Рассказали все. Он понял нас, как никто, — вспоминала Лидия Савченко. — Перед Новым годом с отдыха приехал Юрий Петрович. Было собрание, которое часто теперь показывают по телевизору. Мы предложили разделить театр, пускай Любимов выбирает любую сцену — большую или малую. Он обвинял нас, что мы дети-предатели. Орал: “Какое вы имеете право? Кто вы такие? Вы никто, ничто!” Он вообще артистов не уважал. Но мы уже были подкованы, у нас даже юрист в зале сидел. Мы 26 судов прошли, и Юрию Петровичу было некуда деваться, он подписал бумаги о разделении Таганки».

   
   

«Юрий Петрович, вы лжец!»

Как вспоминает вдова Николая Губенко актриса Жанна Болотова, на Таганке часто «наушничали, шушукались по коридорам». Люди ходили и передавали: а что сказал Любимов, какой он ужасный, как он нас унижает. Но все это — за спиной. Болотова рассказывала aif.ru: «Даже Леня Филатов, когда Любимов вернулся на Таганку и ставил “Маленькие трагедии”, позвонил Коле и сказал: “Ты знаешь, он так нас унижает, что я больше на репетиции не приду”. — “Ну ты иди и скажи ему все это!» — ответил Губенко. Коля так и делал. Когда актеры Таганки прочли, что существует проект о приватизации Таганки и сокращении труппы, собрались все это обсудить. Коля встал и сказал Любимову: “Юрий Петрович, вы лжец”. Дело в том, что Юрий Петрович жил у нас перед отъездом за границу, мы ему отдали свою спальню. И в последнюю ночь они с Колей сидели на кухне, всю ночь буквально, до самого отлета Любимова, который говорил: я все брошу на Западе, откажусь от всех постановок, возвращаюсь на Таганку и начинаем работать. И тут вдруг актеры узнают, что ни от чего он не откажется, а просто хочет, чтобы Коля был у него как второй режиссер, а он бы сам за границей режиссировал, а потом бы на какое-то время сюда приезжал. Колю это не устраивало, он-то хотел, чтобы Любимов в театр вернулся насовсем. А Губенко бы вернулся в кино.  

Юрий Любимов (слева) репетирует сцену из пьесы «Борис Годунов» в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Главный режиссер театра Николай Губенко (справа) в роли Бориса Годунова, Валерий Золотухин (в центре) в роли Самозванца. 1988 год. Фото: РИА Новости/ Фред Гринберг

Юрий Петрович Любимов скончался 5 октября 2014 года в Москве во сне на 98-м году жизни. 8 октября 2014 года прошла церемония прощания с режиссером в Театре имени Вахтангова. Как выяснилось, Любимов срежиссировал даже собственные похороны. Основатель Театра на Таганке задолго до смерти попросил не организовывать гражданскую панихиду на Таганке, где у него оказались напряженные отношения практически со всеми. Любимов хотел, чтобы прощание с ним прошло на сцене театра им. Вахтангова, его альма-матер.