Певица с серьезным репертуаром. Как прославилась Любовь Успенская

Любовь Успенская. © / Нина Зотина / РИА Новости

Русский шансон считается низким жанром, но, по большому счету, он ничем не отличается от прочей эстрады. С роком, даже русским — да, его не спутаешь, но вот сходу объяснить разницу, например, между песнями, которые поют Стас Михайлов, Григорий Лепс или Валерий Меладзе, будет очень сложно. Конечно, музыкальные критики справлялись и не с такими задачами, но для обычного слушателя или зрителя, пришедшего на концерт любимого исполнителя, это объяснение, как правило, несущественно. Главное, чтобы нравилось — причем сразу всё, и мелодия, и слова, и голос.

   
   

Певица Любовь Успенская в шансон попала с размаху, вернувшись в начале 90-х из Америки. Тогда так было принято: всё, что пели эмигранты, относилось к этому жанру без особого разбора. Но в целом ее творчество тех лет могло бы и затеряться среди множества исполнителей похожего толка, если бы не умение пробивать себе путь и хорошо подобранный репертуар. Правда, для этого ей пришлось рано уйти из семьи, уехать из СССР и почти пятнадцать лет прожить в США, выступая в русских ресторанах на Брайтон-Бич.

«Садко» с альбомом

Любовь Успенская родилась в 1954 году в Киеве. Ее мать умерла при родах, отец женился второй раз, а воспитанием девочки занимались дед и бабушка. Она ходила в музыкальную школу, потом поступила в музыкальное училище, но уже в 16 лет ее жизнь коренным образом изменилась. Она влюбилась и уехала с женихом в Кисловодск, где и началась ее профессиональная карьера. После Кисловодска был Ереван и тамошние рестораны, огромные заработки, которые, по словам Успенской, было некуда тратить, и внезапный отъезд за границу.

Вернее, не такой уж и внезапный. В начале 70-х ее отец с новой семьей перебрался в Канаду, после чего послал вызов и старшей дочери. Оформление документов заняло около трех лет, но в итоге она оказалась в США, где о ней уже слышали — те, кто видел ее выступления в Ереване. Она получает приглашение в популярный русский ресторан «Садко», который располагался на Брайтон-Бич — и с тех пор ее известность только растет.

Нет ничего удивительного, что слухи о популярной певице-эмигрантке добрались и до СССР. За ними последовали и кассеты с ее песнями, благо Успенская записала в США сольный альбом «My Loved One» — так что музыкального материала для ознакомления с ее творчеством у новых поклонников хватало. А после распада СССР она решила перебраться в Россию.

Резник, Голд и «Кабриолет»

В данном случае можно, пожалуй, говорить, о серии случайностей. Знакомство американского джазового композитора Гарри Голда и поэта-песенника Ильи Резника было случайным — Голд, уехавший из Советского Союза еще в начале 70-х, о Резнике ничего не знал. Но они как-то нашли общий язык, американец увлекся эстрадной музыкой, которую до этого игнорировал, вспомнил о певице из «Садко», а Резник нашел нужные слова. Поэт рассказывал АиФ, что дело было после не слишком удачных гастролей, и он тогда написал целую программу не только для Успенской, но и Михаила Шуфутинского.

«У Любы Успенской популярность была и до моих песен. Только популярность была ресторанно-эмигрантская, и с таким репертуаром она не могла выйти на большую сцену. Ей требовался серьезный материал. И мы с Резником его сделали», — вспоминал Гарри Голд.

   
   

Первыми композициями этого творческого дуэта, с которыми Успенская пыталась покорить новую для себя страну, были «Россия» и «Пропади ты пропадом». А потом она спела написанный Голдом и Резником «Кабриолет».

Рассказы о любви

После этой песни Успенская стала новой звездой российской эстрады. Она выпускает новые и старые альбомы — в том числе переиздается и та, американская пластинка (теперь она называется «Любимый»). Песни в исполнении Успенской звучат отовсюду, а хиты следуют один за другим — там и «Карусель», и «Пропадаю я». Певица знакомится с Аллой Пугачевой, участвует в различных телепередачах, получает престижные премии «Шансон года» — так называемый «блатной» репертуар тут приходится как нельзя кстати. Успешно сотрудничает с различными исполнителями, а ее дуэты с Александром Розенбаумом дважды приносили ей музыкальные награды.

Нынешнюю жизнь певицы, пожалуй, проще всего назвать устоявшейся. С четвертым мужем они живут тридцать лет, у них растет дочь, Успенская регулярно поет на концертах и появляется на телевидении (к этому юбилею на Первом покажут документальный фильм о ней). У нее полтора десятка студийных альбомов и уже устоявшийся репертуар — но с этим, видимо, сложно что-либо сделать, поскольку поклонники требует знакомых и любимых песен.

Любовь Успенская с дочерью Татьяной. Фото: РИА Новости/ Наталья Селиверстова

Читайте также: Татуировки и тусовки. Звездные дети со странностями

В одном из интервью Успенская рассказала, что свой музыкальный стиль оценивает как «городской романс». «Это рассказ о любви, там есть повествование, сюжет. И неразделённая любовь, конечно», — сказала певица.