«Он часто увлекался — я плакала…». Женская доля Любови Соколовой

Любовь Соколова. © / www.globallookpress.com

Она появилась на свет как символ любви своих родителей: красивых молодых людей Прасковьи и Сергея. За всю жизнь их дочь ни разу не слышала, чтобы они ругались, в доме никогда не было скандалов. Казалось, к женщине с таким именем, выросшей в атмосфере любви, судьба должна была благоволить...

   
   

Девчонкой Люба приехала из Иванова-Вознесенска в Ленинград, поступила на филфак в Институт Герцена, а через год там ввели плату за обучение: 40 рублей. Взять их было негде. Любе и так приходилось «за рублишко» подрабатывать на вокзале грузчицей да носильщицей. Но вскоре она встретила Георгия Араповского и в мае 1941 года стала его женой.

«Первый муж носил меня на руках»

— Мы вместе учились у Сергея Герасимова в киноактерской школе в Ленинграде, вспоминала Любовь Сергеевна. - Ему было 29, мне 19. Он ухаживал за мной деликатно, красиво. Всегда провожал. Если шли к ним в гости, на руках нес на шестой этаж. Познакомил с мамой, братом. Они происходили из дворян, но никогда этого не показывали. Свадьбу мы не играли. Тогда и расписаться-то было нельзя. Просто жили вместе, работали на авиазаводе, получали по 250 грамм хлеба. Там и ночевали: домой идти не оставалось сил. Как-то я сказала свекрови: «Скоро Невский запляшет огнями». А она мне: «Нет, мертвецами, мертвецами... Любочка, прости, если уйду, я тебе его не оставлю». Мы и года не прожили: она умерла, а вслед за ней и Юрочка мой. Похоронить было не на что: крысы их тела обожрали. Я не знала что делать. Чемодан веревкой перевязала, закинула ключ от квартиры подальше, чтобы уже никогда туда не возвращаться, и ушла.

Любовь Соколова в фильме «Три сестры», 1964 г. Фото: www.globallookpress.com

Какое-то время Люба жила у подруг в общежитии: ломала рояли на дрова, когда разбили водокачку — из снега и хлеба делала «затирушку». Получила эвакуационный лист — поехала на Финляндский вокзал, а там все спят. Оказалось, мертвые. В поезд села — кругом то руки замерзшие торчат, то ноги. Мужики на машинах ездили по городу, подбирали трупы, покрывали их тряпками и садились сверху... Война, что тут добавишь. Но даже после ее окончания Любовь Соколова больше 10 лет была одна.

— После пережитого никого к себе не подпускала. Не хотела ни замуж, ни рожать. Окончила с отличием институт, стала сниматься. Многие ухаживали за мной, но я всем отказывала.

Повезло только второму Георгию в ее жизни: Данелии. «Чудному, талантливейшему человеку». На актрису Соколову он обратил внимание на съемках «Хождения по мукам». И она не осталась равнодушной: Георгий Николаевич играл на гитаре, пел, хорошо рисовал, был красивым и остроумным мужчиной.

«Данелия часто увлекался я плакала»

— Но влюбилась я в него не сразу. Он долго ухаживал: целовал меня, угощал, приглашал куда-то. И только когда одна женщина на съемках сказала: «Любочка, это же такая семья!..», я сдалась и уже в 1959 родила Коленьку. Жили мы интересно. Хотя случалось всякое... Гия был моложе на 9 лет, но, когда добивался меня, соврал, что ровесник.

   
   

Режиссер Георгий Данелия и актриса Любовь Соколова прожили вместе 26 лет. В гражданском браке.

— Мэричка Анджапаридзе, его мать, говорила: «Распишись, Георгий». А он отвечал: «Вот мы с Ирой пяти лет не были женаты и разошлись. Больше не хочу». В первом браке у него родилась дочка, но жена ушла. А я ничего не просила, прописана была в своей квартире. Меня без конца приглашали сниматься, но от больших ролей я отказывалась: не хотела дом оставлять.

Любовь Соколова, заслуженная артистка РСФСР. 1971 г. Фото: РИА Новости/ Василий Малышев

А дома не все и не всегда было гладко. Случались ссоры. Данелия не был верным мужем.

— Он часто увлекался. Я плакала, но считала: значит, судьба. А потом перестала обращать внимание. У него был роман с ассистенткой Леночкой Судаковой. Я звонила: «Леночка, он у тебя? Ну пусть остается...» И никаких скандалов. Близости у нас давно не было, спали в разных комнатах: как только узнала, что он то с одной романится, то с другой, уже и не подпускала к себе. Он тоже меня не доставал. Так и жили. Я все терпела.

Вроде рассказать легче, чем пережить. Много лет прошло, как они расстались. Казалось, Любовь Сергеевна уже все выплакала. А она сидела передо мной, раскрывала душу. И глаза блестели. Будто только вчера все случилось...

— Он ведь перенес тяжелую операцию, была кома, клиническая смерть, больше трех месяцев пролежал в больнице. А потом попал на лечение к Джуне Давиташвили. Стал поздно возвращаться. Я не реагировала — ложилась спать. Но однажды он пришел и говорит: «Любочка, прости, я влюбился». Думаю: «Господи, лекарства что ли напился?» Утром спрашиваю: «Тебе кашку сварить?» (Я ему всегда овсяночку делала). - «Не надо». — «Кофе?» — «Давай... Значит, так: я влюбился и женюсь». Говорю: «Женись, тебе никто не запрещает». — «Да, мне никто не может запретить». А потом еще строже: «Коля идет туда (к нему в квартиру), а ты куда?» Ну, думаю, совсем с ума сошел. Хотела пойти в церковь помолиться. Но не дошла: поймала машину, за три раза перевезла свое барахло. И поцеловала Гиечку на прощание.

Любовь Соколова и Георгий Данелия прожили вместе 26 лет. Два гения отечественного кино. Ему 85, он жив pic.twitter.com/hGdi8ecmaG

— Саныч (18+, ругаюсь матом) (@juristnaprovode) 31 июля 2016 г.

Незадолго до этого к ней домой приходила будущая супруга Данелии Галина. Для чего — Любовь Сергеевна не поняла. Знала только, что эта женщина тоже бывает у Джуны.

— А она подержала меня за руку и ушла. Только после этого Гия признался, что влюбился... Потом я встретила Галину на «Мосфильме»: думаю, какое лицо знакомое, поздоровалась. Больше мы не встречались. А от него последний звонок был неожиданный: мол, одна провидица встречалась с Колей, и он сказал ей, что все нам простил...

А вот первая встреча с новой супругой Георгия Данелии для Любови Соколовой не прошла бесследно.

— Я как чумная стала: все летало вокруг меня, все было безразлично, ничего не хотелось. Тогда Сева Санаев тоже отвел меня к Джуне. Я выходила от нее другим человеком, радовалась. Но лишь после последнего сеанса она сказала: «Ну вот, сняла...»

«Сама никого никогда не добивалась»

Как реагирует женщина на уход мужчины? Одни с бывшими дружат, другие, завидев экс-супруга, скрываются в ближайшем закоулке, третьи мстят...

— У меня — ни-че-го: ни ненависти, ни злобы, ни зависти. Даже тогда не было. И при нем за мной ухаживали, и потом предложения были. Но мне никто не нужен. И девчонкой-то была: за мной бегали, а сама никого никогда не добивалась. Хотя нет, вот вы спросили, и я вспомнила, как снималась с Мишей Евдокимовым. Вот это актер! Такая у него притягательная сила чистоты, добра, обаяния! Была бы молодой — влюбилась бы! Но нет, лапочка моя, сейчас я уже старая калоша...

Любовь Сергеевна Соколова с внучкой и правнучкой... pic.twitter.com/CH1FOCRwPC

— Фонд 1812 года (@fond1812) 31 июля 2016 г.

Какая месть, какая злоба?! Любовь Сергеевна написала о бросившем ее мужчине романс! И спела его мне. Как лучшей подруге. Или маме.

Полюбила его навсегда,
навсегда я его полюбила.
И добра я была, и стройна —
это было давно, это было.
Но однажды домой
возвратился мой муж,
возвратился он поздно:
«Ты прости меня, Люба, прости,
я влюбился, и это серьезно».
Я ушла, целовала его,
больше нету ни боли, ни оха,
Я ушла, ушла навсегда,
без упрека и вздоха.
Вот и все, вот и все, вот и все,
больше нету ни боли, ни муки,
Я ушла и осталась одна,
и осталась одна —
мы в разлуке...

Такой была ее женская доля. Оба мужа — Георгии. Даром что без свадеб и загсов. По сценарию фильма «Исчезновение» актриса никак не могла найти сына. И вскоре потеряла своего Коленьку...

— Помню, тогда ко мне пришли его друзья: «Тетя Люба, мы должны были встретиться у Белорусского вокзала, а его нет...» Нашли Колю в доме Галины, жены Данелии. Ребята залезли в квартиру через балкон, а он там — мертвый. Установить причину смерти не удалось.

Где она нашла силы преодолеть все? Смерть одного мужа, предательство другого, потерю сына, гибель подруги Майи Булгаковой, с которой попала в автокатастрофу и сама чудом выкарабкалась... А Любовь Соколова прожила почти 80 лет. И осталась доброй, нежной. И очень домашней. Как многие ее героини. Разве что влюбляться себе больше не позволяла...