Лицо и голос «Ласкового мая». Умер певец Юрий Шатунов

Юрий Шатунов. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

На 49-м году жизни скончался советский и российский певец и музыкант, солист группы «Ласковый май» Юрий Шатунов. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя Шатунова.

   
   

По данным телеграм-канала Mash, причиной смерти певца стал инфаркт миокарда. Он почувствовал недомогание, когда отдыхал с друзьями в Домодедовском районе, из поликлиники его направили в реанимацию больницы Домодедово, но по дороге у него остановилось сердце, которое медики сумели запустить снова. Скорая довезла его до больницы, где он и скончался. 

О дате и месте похорон будет известно позже.

Юрий Шатунов был одним из главных символов музыкальной сцены Советского Союза конца 1980-х. Тогда из обломков групп предыдущих лет на свет появлялись многочисленные новые коллективы, которые буквально в одночасье становились популярными. Среди них были, например, «Мираж» и «Форум», которые пели нечто, очень напоминающее электронный европоп той эпохи.

Шатунов попал в этот водоворот не сам по себе, а в составе группы из школы-интерната № 2 города Оренбурга. Она появилась на базе музыкального кружка, который вел Сергей Кузнецов; Кузнецов в то время также сам писал песни и подыскивал солиста, который сможет их спеть. Этим солистом стал Шатунов.

 

Юрий Шатунов родился 6 сентября 1973 года в Башкирии. Его родители развелись, когда он был совсем ребенком; из-за проблем в семье он часто сбегал из дома, воспитывался у родственников, но в итоге оказался в школе-интернате посёлка Акбулак. Директор интерната Валентина Тазекенова проявила участие к мальчику и при переводе в Оренбург позвала его с собой. Там будущая звезда и познакомился с Кузнецовым.

Группа получила название «Ласковый май» — по словам одной песни, написанной Кузнецовым. Ну а Юра Шатунов — ему тогда было всего 13 лет — стал солистом и лицом коллектива, который тоже исполнял европоп, как и их коллеги из Москвы. Для провинциального Оренбурга это было чем-то вроде прорыва — за два года «Ласковый май» стал главной дискотечной командой города. Именно в тот период были написаны главные хиты группы — «Белые розы», «Седая ночь», «Тающий снег» и многие другие, которых хватило на то, чтобы записать целый магнитоальбом под названием, разумеется, «Белые розы».

   
   

Этот альбом оказался популярным не только в Оренбурге. По одной из версий, администратор «Миража» Аркадий Кудряшов купил его в Алма-Ате и привез в Москву, чтобы показать своему коллеге Андрею Разину. Искать талантливых ребят из провинции никто не стал — запись «почистили» и стали использовать в качестве фонограммы для гастролей различных составов.

Впрочем, согласно официальной истории «Ласкового мая», в том же 1988-м весь коллектив группы оказывается в Москве; Шатунов продолжает учебу уже в московской школе-интернате, одновременно записывает новые песни и новые версии старых хитов. А заодно выступает в переполненных концертных залах и на стадионах. 

Для «Ласкового мая» и для Шатунова короткий период в самом конце 80-х был звездным часом. Провинциалы с легкостью обыграли столичных музыкантов на их же поле — они постоянно собирали аншлаги, их записи расходились огромными тиражами. Сам Шатунов стал кумиром миллионов подростков по всему Союзу — то есть произошло что-то вроде британской «битломании» 1960-х, только не с рок-группой, а с поп-коллективом. Формально «Ласковый май» оставил далеко позади всех рок-звезд того времени. Они сами стали звездами, причем без помощи YouTube, социальных сетей и массированной рекламы по телевидению. 

Идиллия, впрочем, продолжалась недолго. Уже в 1989-м группу покидает Сергей Кузнецов, и «Ласковый май» становится проектом Андрея Разина. Проект был достаточно скандальный, с постоянными концертными чёсами «двойников», которых регулярно разоблачали. А вот качество нового песенного материала после ухода Кузнецова оказалось совсем не тем, чего ждали фанаты. Юра Шатунов становится не главным солистом, а одним из многих; в вокале себя пробует и Разин. 

Закончилось всё в 1992-м — проект «Ласковый май» с Юрой Шатуновым был закрыт. Сам юный солист, которому тогда ещё и двадцати лет не исполнилось, уехал в Германию, учился на звукоинженера, потом снова начал сотрудничать с Аркадием Кудряшовым и выступать сольно. Новых альбомов он записал, правда, не так много, всего семь, но зато часто исполнял знакомые своим поклонникам хиты.

Последние годы жизни Шатунова были омрачены бесконечными судами с Андреем Разиным из-за прав на песни «Ласкового мая» — то есть на те самые «Белые розы», под которые танцевали зрители в огромном зале «Олимпийского» в самом конце 80-х годов прошлого века. Но теперь, наверное, решения этих судов не имеют значения.

Источники: https://ria.ru/https://t.me/