Кристофер Нолан: режиссёр, который всех запутал

Кристофер Нолан. © / www.globallookpress.com

30 июля 1970 года родился Кристофер Нолан — голливудский режиссёр, сценарист, продюсер, трёхкратный номинант премии «Оскар».

   
   

В своих интервью он не раз признавался, что начал увлекаться кино после просмотра фантастической саги Джорджа Лукаса «Звёздные войны». Будущей знаменитости на тот момент было всего 7 лет. Свои первые фильмы мальчик снимал на отцовскую видеокамеру, а героями картин делал игрушечных солдатиков. Когда Нолану было 26 лет, одну из его короткометражек показали на Кембриджском кинофестивале. Эта работа сразу обратила на себя внимание как зрителей, так и критиков, но до настоящей славы было ещё далеко.

Кристофер Нолан на съемках фильма «Бэтмен: Начало». Фото: www.globallookpress.com

Сейчас Нолан выпускает фильмы, которые завоёвывают сердца зрителей и мастеров кино. Режиссёр уже давно не боится вкладывать в производство кинокартины любое количество средств, он снимает, что пожелает и как пожелает, не обращая внимания на трудности, встречающиеся на его пути.

Мир, понятный не каждому

Кинокартины Нолана традиционно становятся предметом споров и обсуждений. Зачастую после просмотра его очередной ленты зритель чувствует себя восторженным и заворожённым, но словно обманутым. На протяжении фильма он то понимает суть, то вдруг перестаёт осознавать, что происходит на экране. 

Кристофер Нолан на съёмках фильма «Престиж». Фото: www.globallookpress.com

Так было с «Началом» (2010), «Превосходством» (2014) и, конечно, «Интерстелларом» (2014). Где-то непонятен финал, где-то смысл, а где-то режиссёрская задумка.

«Зритель имеет право на свою интерпретацию истории», — говорит Нолан и строго следует этому принципу.

«Следуйте за своей реальностью»

Фильм «Начало» стал последним проектом, основную мысль которого Нолан разъяснил своим зрителям.

   
   
Кристофер Нолан, Леонардо Ди Каприо и Кэн Ватанабэ. Фото: www.globallookpress.com

Ключевой предмет всей кинокартины — маленький волчок. Именно с его помощью главный герой Доминик Кобб (Леонардо Ди Каприо) отличает сон от реальности: если запущенный им волчок останавливается, то герой находится в реальном мире, если нет — он спит.

У фильма «Начало» открытый финал: картинка обрывается, и зритель не видит, что же в итоге происходит с загадочным предметом. Всё это породило немало споров вокруг киноленты, и Нолан позже пояснил философию работы. «Следуйте за своей реальностью», — заявил режиссёр, не веря в популярный во все времена призыв следовать за мечтой. Кинематографист уверен, что мечты и реальность вообще нельзя рассматривать отдельно друг от друга, они связаны. По задумке режиссёра, персонажу Ди Каприо уже не важно, остановится волчок или нет. Понятие реальности стёрлось, потому что само это понятие субъективно.

«Превосходство» продюсера

Ещё одним фильмом, вызвавшим жаркие философские споры, стало «Превосходство». На этот раз Нолан выступал в качестве исполнительного продюсера, а в главной роли сыграл любимчик Голливуда Джонни Депп. Но, несмотря на это, работа собрала как положительные, так и отрицательные отзывы кинокритиков. Писали, что фильм «опоздал как минимум на полтора десятилетия», что «сценарий просто невменяем» и вообще «какой же пустой и неправильный фильм это „Превосходство“». Однако другие критики громко заявляли: «Любой человек, которому нравится серьёзная научная фантастика, должен игнорировать отрицательные отзывы и идти смотреть этот фильм». Построенное на наборе интригующих головоломок, касающихся отношений между людьми и компьютерной техникой, кино было задумано как визуальный эксперимент. Современный фильм создавали «дедовскими» методами, снимали на плёнку без применения цифровых технологий. Команда кинематографистов хотела показать, насколько важную роль в нашей жизни играет техника, и понять, как скоро она может поглотить окружающий мир.

Шумный «Интерстеллар»

О фильме «Интерстеллар» осенью прошлого года не написал только ленивый: кинокартину не переставали хвалить за настоящую вселенную, созданную режиссёром, и ругать за научную неточность. Также многие остались недовольны звуком: диалоги непонятны, речь героев слышна нечётко, мешает непонятный шум. Однако это не недостаток, а, наоборот, достоинство картины. Нолан отдельно работал над звуком «Интерстеллара», чтобы передать страх с помощью аудиоряда.

Уникальность кинокартины в том, что для каждой планеты, которую посещают в этом фильме герои (Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй), режиссёр придумал свой способ подачи звука. Таким образом, зритель может различить космические тела на слух. «Мы микшировали звук месяцами и постоянно обсуждали его, — говорит Нолан. — Потратили на это полгода. Это были продолжительный, органичный процесс и непрекращающаяся дискуссия».

Кристофер Нолан. Фото: www.globallookpress.com

Эффектное продолжение

Для фанатов творчества Кристофера Нолана, а также для тех, кто любит «сложные» фильмы, приближается счастливый день — 22 октября 2015 года состоится мировая премьера нового фильма по сценарию Нолана «Ключи от улицы». В центре сюжета женщина (Джемма Артертон), ставшая донором костного мозга для незнакомца.

От режиссёра, получившего множество премий и завоевавшего статус всемирно известного кинематографиста, можно ожидать всего. Будет ли новый фильм таким же загадочным, как «Престиж» (2006), захватывающим, как «Бэтмен: Начало» (2005), или эффектным, как «Тёмный рыцарь» (2008), ещё неизвестно. Но он точно станет обсуждаемым, ведь каждую следующую работу Нолана критики считают лучше предыдущей.