Сегодня женщина за рулем — обыденное явление. Однако еще полвека назад, в позднее советское время, женщины за рулем встречались крайне редко. Во-первых, машины были роскошью не только из-за цены, но и по причине дефицита. Так, «Волга» в 1980-х. стоила, как трехкомнатная кооперативная квартира в Москве — 9 тыс. руб., а в южных республиках СССР ее можно было перепродать и за 20 тыс. руб. Во-вторых, негласно считалось, что женщине место — на пассажирском кресле, а не на водительском. Но звезды на то и звезды, чтобы идти вразрез общественному мнению. И советские актрисы лихо гоняли по свободным тогда дорогам на очень неплохих авто.
Трофейный кабриолет для Серовой
У многих советских звездных автоледи история вождения начиналась на экране. Так, одна из самых популярных актрис конца 30-х — начала 40-х гг. Валентина Серова в фильме «Сердца четырех» (1941 г.) играла доцента математики Галину Мурашову, которая водила машину, но в какой-то момент из-за неумелых действий завязла в лесу. На помощь ей приходит бравый военный.
В жизни же Серова научилась водить на порядок лучше своей киногероини. По Москве она передвигалась на авто и чаще всего сама сидела за рулем. В послевоенные годы кинозвезда и супруга поэта Константина Симонова, который адресовал ей знаменитые строки «Жди меня и я вернусь, только очень жди», рассекала столичные улицы на кабриолете родстер Opel Super 6. Это была трофейная машина. В теплое время года актриса предпочитала ездить с открытым верхом.
Орлова в авто скрывалась от поклонников
На импортном авто ездила и другая «звезда» советского кино — Любовь Орлова. Правда, водить она училась на отечественной машине. Это был ЗИС, который актриса освоила в 1939 году во время съемок «Светлого пути». Ее героиня Таня Морозова проезжала за рулем машины по павильонам Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Еще один раз за рулем на экране актриса появилась спустя сорок с лишним лет в картине «Скворец и Лира». В фильме она промчалась по автостраде за рулем Мерседеса.
К слову, в жизни Орлова тоже передвигалась на Мерседесе. Вместе с супругом, режиссером Григорием Александровым, Любовь Орлова приобрела Мерседес еще до начала Великой Отечественной. Это была модель Mercedes-Benz 170V Cabriolet 1936 г. выпуска. Цвет автомобиля был черным, у машины была функция откидного верха, но Орлова ей не пользовалась, иначе бы ей не было покоя от поклонников. А так она успевала нырнуть в машину еще до того, как ее окружали почитатели.
Вера Алентова выбрала отечественный автопром
Первый раз за руль машины во время съемок села и Вера Алентова. Ее муж Владимир Меньшов снимал теперь уже ставшую легендарной картину «Москва слезам не верит», где Алентова сыграла одну из главных героинь, которая прошла путь от рядовой сотрудницы завода до его руководителя. В этой должности, согласно советским кинореалиям 70-х годов, она смогла позволить себя «Жигули». Вера Алентова вспоминала, что до съемок вообще не сидела за рулем. А в кадре ей надо было уверенно вести машину. Актрисе дали в качестве инструктора водителя с «Мосфильма», который занимался с ней три дня, а на четвертый назначили съемки. Алентова волновалась и постоянно смотрела вниз, чтобы не перепутать педали. Поэтому снять эту несложную сцену никак не удавалось. В конце концов владелец «Жигулей», который предоставил их для съемок, лег сзади водительского сиденья и подсказывал актрисе, какие педали нажимать.
Несмотря на то, что не все шло гладко, водить автомобиль Алентовой понравилось. В дальнейшем она сдала на права и вот уже полвека пребывает в роли автолюбительницы, не представляя своей жизни без авто. Первой машиной актрисы, в 1980-х годах, стали подержанные «Жигули». Позже она признавалась, что была не в восторге от отечественного автопрома, потому как машина часто ломалась. Автомобильное счастье, по словам актрисы, наступило, когда она купила подержанный Ford.
Евгения Симонова полотенцем чинила контакт зажигания
Намучилась с «Жигулями», по ее собственному признанию, и Евгения Симонова. Водить она начала в 1979 году. В машине актрисы постоянно отходил какой-то контакт в зажигании. И Симонова научилась справляться с этой бедой. «Я поворачивала ключ зажигания, машина заводилась, а потом надо было с помощью длинного полотенца, виртуозно обернув его вокруг стойки, к которой крепится руль, закрепить этот ключ в нужном положении. Так некоторое время можно было ехать. Потом машина все-таки глохла, я отвязывала тряпку и по-новой проводила всю эту операцию», — рассказывала в одном из интервью актриса.
Гундарева на «Волге» попала в аварию
Большинство советских актрис позднего СССР, которые могли позволить себе машину, приобретали именно «Жигули», а не более престижную и вместительную «Волгу».
Дело в том, что у большой и тяжелой «Волги» не было такой обычной для сегодняшнего дня функции, как гидроусилитель руля. И вождение «Волги» становилось непосильным делом для хрупких женщин. Однако некоторые все же рисковали и выбирали это авто.
К слову, именно на «Волге» попала в аварию в конце 80-х Наталья Гундарева. Она ехала на машине этой марки со знакомым. К тому моменту актриса уже сама водила машину, но никогда не пробовала сидеть за рулем «Волги». А тут представился такой случай! И Наталья попросила водителя уступить ей место. А когда оказалась за рулем, не справилась с управлением. И попала в аварию, разбила себе лицо. В ближайшей подмосковной больнице (Гундарева ехала на дачу) ей зашили подборобок, правда, неудачно — шов начал гноиться. Пришлось уже столичным врачам всё делать заново. Три месяца актриса, на которой держался почти весь репертуар Театра им. Маяковского, не выходила на сцену и не снималась в кино. А как только выздоровела, снова села за руль. Такой характер.
Элина Быстрицкая ездила на «копейке»
Купить машину было мечтой Быстрицкой. И на ее достижение она потратила не один год, уже будучи, заметим, известной актрисой. Пришлось даже продать одну из шуб — подарок мужа-дипломата — чтобы собрать необходимую сумму. Хватило как раз на «Жигули» — «копейку».
За рулем Быстрицкая вела себя аккуратно, не лихачила. Но и у нее случались эксцессы.
Элина Авраамовна вспоминала, как однажды везла маму в подмосковный санаторий. На обратном пути она торопилась, а перед ней медленно ехал грузовик. Актриса обогнала его с нарушением правил. И ее тут же тормознул гаишник. «Я подаю ему документы и говорю: „Ну, наконец-то остановили за дело!“ Он начал хохотать и отпустил меня», — рассказывала Быстрицкая. До этого случая ее чаще всего останавливали, чтобы просто посмотреть вблизи на кинодиву, и Быстрицкую это выводило из себя.