Последнее обновление - 23 декабря 2016 года.
Его называли мастером перевоплощений, Боуи работал почти во всех популярных жанрах музыки, чередуя образы народного певца, гермафродита, инопланетянина, декадента, голубоглазого мальчика и современной рок-звезды. Но ему всегда удавалось сохранить свой уникальный узнаваемый стиль.
Дерзкие мечты
В жизни легенды рока не всё было так гладко, как писали в глянцевых журналах. Детство музыканта проходило в одном из самых бедных кварталов Лондона, отец Боуи работал в отделе кадров, а мать была простой билетёршей в кинотеатре. Казалось, будущую звезду ничего не связывало со сценой, но в 9 лет мальчик серьёзно увлёкся музыкой. Боуи по-настоящему влюбился в свою будущую профессию, когда отец принёс домой коллекцию американских пластинок Фрэнки Лаймона, The Platters, Фэтса Домино и Литла Ричарда. Благодаря последнему из них мальчик загорелся мечтой стать саксофонистом, и чтобы купить свой первый инструмент, был вынужден зарабатывать деньги в мясной лавке. Совсем скоро будущая звезда уже брала уроки игры у местных музыкантов. Сперва он научился играть на саксофоне и на гитаре, а во взрослом возрасте даже стал мультиинструменталистом, освоив электрогитару, двенадцатиструнную гитару, клавишные, фортепиано, клавесин, губную гармонику, синтезатор, меллотрон, стилофон, ксилофон, вибрафон, кото, ударные и перкуссию.
В 15 лет Боуи организовал свою первую группу The Konrads, которая играла рок-н-ролл на местных вечеринках и свадьбах. Но очень быстро разочаровался в скромных амбициях своих друзей и перешёл в другую музыкальную команду — The King Bees, участники которой, на его взгляд, мыслили значительно шире. К этому времени Боуи уже бросил обучение в техническом колледже, так как был уверен, что станет знаменитым музыкантом. На пути к этому будущая звезда делала всё возможное. Он даже написал письмо новоиспечённому миллионеру Джону Блуму, сколотившему целое состояние на продаже самых обычных стиральных машин, предлагая ему «сделать для нас то, что Брайан Эпстайн сделал для The Beatles, и… заработать ещё один миллион». Блум не ответил на дерзкое предложение молодого парня, но передал письмо в нужные руки, что привело к заключению первого контракта Боуи с менеджером.
Первоначально музыкант выступал под своим настоящим именем — Дэйви Джонс, однако испугался, что его могут перепутать с Дэйви Джонсом из группы The Monkees. Поэтому придумал псевдоним по названию известной американской марки ножей — «Боуи». «Тогда я был молод и увлекался всякой философией. Нож ассоциировался у меня с разрезанием лжи и иллюзий», — позже говорил о своём выборе музыкант.
Хамелеон рок-музыки
Впервые слава улыбнулась Боуи в 1969 году с выходом сингла «Space Oddity» («Странный случай в космосе» — в пер. с англ.), написанного ранее, но записанного и выпущенного одновременно с первой высадкой астронавтов на Луну. Телеканал ВВС использовал эту композицию в качестве звуковой подложки под кадры транслировавшегося события, и в результате песня о затерявшемся среди звёзд астронавте мигом стала популярной, а образ «неземного» музыканта полюбился многим фанатам.
Но это было только начало: на протяжении всей музыкальной карьеры Боуи не давал скучать слушателям — после яркого космического старта он предстал в не менее запоминающемся образе Зигги Стардаста, призванного спасти мир и просветить людей с помощью рок-н-ролла. По задумке музыканта, его вымышленный образ был наполовину персонажем научно-фантастического рока, наполовину героем японского театра.
Всего через пару лет Боуи шокировал зрителей уже совсем другим образом Измождённого Белого Герцога, который пел свои песни с невыносимым напряжением и полным отсутствием эмоций. Сам Боуи о своих трансформациях всегда говорил с юмором: «Я так часто придумывал себе новый образ, что сегодня мне кажется, будто изначально я был располневшей кореянкой».
Благодаря таланту и бесконечным перевоплощениям, фанаты окрестили Боуи «хамелеоном рок-музыки», а музыкальные критики — «иконой европейского рока». За свою 40-летнюю карьеру Боуи продал более 140 млн копий альбомов, 9 из которых достигли платинового статуса в Великобритании и 5 — в США. В числе самых известных его песен композиции «Let's Dance», «Space Oddity», «Heroes», «Under Pressure», «Rebel, Rebel», «Life on Mars» и «Suffragette City». А в 2004 году журнал Rolling Stone включил его в список «100 величайших исполнителей рок-музыки всех времён» и «100 величайших вокалистов всех времён».
Боуи можно считать одной из немногих рок-звёзд, кто, подводя итоги жизни, говорил, что он счастлив и ни о чём не жалеет: «Я считаю себя в полной мере счастливым человеком. В отличие от многих, я воспользовался всем, что мне было позволено». Последние дни жизни он провёл в кругу семьи и друзей, которые знали о тяжёлой болезни музыканта. Казалось, главным для легенды рока было выпустить свой последний альбом. И он успел всего за 2 дня до смерти. Музыкальные критики уже назвали «Blackstar» настоящим творческим прорывом, по оригинальности и свежести звука эту пластинку сравнили с «Low» и «Outside», которые Боуи выпустил в 1977-м и 1995-м годах.
Вопреки мнению фанатов, сам Боуи никогда не считал себя пророком, человеком из будущего или из прошлого, он был простым смертным «с задатками супермена». Но в одном Боуи точно ошибался, когда говорил: «Вряд ли кто-нибудь вспомнит обо мне через тысячу лет», ведь эпатажная рок-звезда уже вошла в историю мировой музыки.
10 января 2016 года одного из величайших музыкантов мира не стало — Боуи скончался после 18 месяцев мужественной борьбы с раком.