Гений из Луганска. Сын лишенца, который сочинил «Подмосковные вечера»

Михаил Матусовский. © / Давид Шоломович / РИА Новости

23 июля исполняется 105 лет со дня рождения Михаила Матусовского.

   
   

Папа Миши Матусовского был знаменит на весь Луганск. Он был фотографом. Чтобы сделать хороший портрет у Матусовского, к нему записывались заранее. Почти каждый житель города был знаком с Матусовским. В обеденный перерыв городской фотограф частенько выходил на улицу и разговаривал с прохожими, большая часть которых были его клиентами, о том о сем. «Он снимал людское горе, безысходную судьбу, и младенцев в день рожденья, и покойников в гробу», — такое четверостишие потом напишет про отца сын Михаил.

Творческая личность

Своего сына Матусовский-старший видел исключительно творческой личностью. Родители очень рано заметили, что их мальчик обладает каким-то особым музыкальным талантом. Именно поэтому Мишу отдали на обучение к лучшему педагогу Луганска. Правда, обучение не задалось. Миша ни в какую не хотел идти на занятия, плакал, упрашивал маму. Оказалось, что лучший педагог использует для обучения недетские методы: за ошибки бьет малышей по пальцам деревянной палкой. Мише нашли другую, пусть и не лучшую в городе, зато добрую учительницу музыки.

Параллельно с музыкой Михаил начал писать стихи. Его первые работы были опубликованы в «Луганской правде», когда мальчику исполнилось всего 12 лет. 

Но вскоре все изменилось. Отца Миши признали лишенцем (то есть лишили избирательных прав) как упорствующего собственника, не желавшего работать на государство. Матусовский-младший пошел не учиться в техникум, а работать в кинотеатр тапером, так пригодилось музыкальное образование.

Из строителей в поэты

Как-то в Луганск приехал известный фотограф. Конечно, ему рассказали о местной знаменитости Матусовском-старшем, который был лишен права заниматься фотографией. Фотограф пожелал познакомиться с коллегой. Он пришел в гости к Мишиному папе, посмотрел его работы и пришёл в восторг. И, будучи человеком не робкого десятка, написал прошение в вышестоящие инстанции с характеристикой талантливого жителя Луганска. После этого луганскому фотографу разрешили вернуться к профессии. А Михаил смог поступить в строительный техникум. Это было желание его мамы, которая считала, что сыну в непростые времена лучше получить «земную специальность». После окончания техникума Миша пошел работать на завод. Так бы он и трудился от звонка до звонка, если бы в Луганск на гастроли не приехали поэты Смеляков и Долматовский. Миша, продолжавший в свободное от работы время писать стихи, конечно, пошел на концерт. А после подошел к знаменитостям и протянул им свои стихи. Молодому человеку поэты посоветовали поступать в Литературный институт.

Работал за еду

Матусовский был человеком порывов. Услышав от поэтов лестные слова, он пошел на завод, без раздумий написал заявление по собственному желанию, купил билет в Москву и с одной котомкой поехал покорять столицу. До поступления в институт он скитался по углам, перебивался с хлеба на воду.

   
   

В Литинституте Матусовский сразу приметил двух студентов: их взгляды были похожи, они тоже были безмерно талантливы. Звали этих студентов Константин Симонов и Маргарита Алигер.

С Симоновым они часто ездили отдыхать в Луганск и даже вместе написали книгу «Луганчане». Михаил Матусовский был человеком с ленцой и частенько любил отдохнуть вместо упорной работы. Симонов, зная эту его черту, порой запирал Михаила в комнате и сообщал, что выпустит его и даст ему поесть только после того, как тот напишет очередное стихотворение.

Памяти санитара

В июне 1941 года Матусовский должен был защищать диссертацию в Литературном институте. Но вместо защиты диссертации он пошел на фронт в качестве военного корреспондента. На фронте получил тяжелое ранение в ногу. Он с юности плохо видел, а во время обстрела в суматохе боя не заметил притаившихся немцев и пошел в их сторону. Они его обстреляли. Матусовский упал на нейтральной территории. Санитара, который попытался спасти поэта и пополз к нему, тут же убили. Следующий пополз за раненым спустя время. После этих событий Михаил написал стихотворение «Памяти санитара». Матусовского подлатали в госпитале, и он снова отправился на фронт. Все время в землянке он писал стихи. Один за другим выходили все новые и новые сборники.

Поэт Михаил Матусовский. Второй Белорусский фронт. 1945 год. Фото: РИА Новости/ Вячеслав Шаровский

Сиреневый туман

Иногда Михаил ездил в отпуск в Москву. Как-то в один из таких приездов он заехал к своим друзьям, а у них познакомился с девушкой Евгенией. Познакомился — и влюбился. С тех пор он стал писать ей с фронта письма и стихи. После войны они стали мужем и женой. Михаил окунулся в воспоминания о войне, о прошлом. Тогда он написал свой знаменитый «Школьный вальс» в память о своей учительнице литературы Марии Семеновне.

Потом появились «Подмосковные вечера», стихи для песен в кинофильме «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся», песни «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина». Матусовский стал невероятно популярен. Его уже не нужно было закрывать в комнате и «кормить завтраками», он работал с утра до ночи. Кстати, «Подмосковные вечера» приемная комиссия чуть было не завернула, услышав в песне... буржуазный мотивчик. Однако чиновники решили не придираться, мол, это явно однодневка (писали ее для документального фильма о спорте), так что пусть записывают. А песня надолго пережила и авторов, и цензоров.

Супруга часто вспоминала, как муж все свои деньги периодически тратил на книжки. Он был очень непрактичным. Хотя однажды он услышал, как все напевают песню «Сиреневый туман». Оказалось, что кто-то где-то раздобыл ненапечатанные стихи Матусовского и стал на этой песне зарабатывать. В этот раз Матусовский все-таки решил побороться за свое имя. В итоге песне вернули имя настоящего автора.

Матусовский скончался в Москве 16 июля 1990 года. Когда-то Эльдар Рязанов заметил: Матусовскому только за одни «Подмосковные вечера» памятник при жизни поставить надо. Но памятника поэту нет до сих пор, хотя прошло уже 30 лет со дня его смерти. Зато «Подмосковные вечера» по-прежнему поёт весь мир.