Диана Гурцкая: «Москва лучше адаптирована под нужды незрячих, чем Париж»

Диана Гурцкая. © / www.globallookpress.com

Певица Диана Гурцкая в интервью АиФ.ru рассказала о том, как познакомилась с Гораном Бреговичем и записала с ним альбом, почему ее муж (замминистра) жил отдельно от семьи во время карантина, как она смотрит кино, спектакли и читает книги, почему ей пришлось оставить собаку родителям и почему она никогда не жалеет себя. 

   
   

Владимир Полупанов, АиФ.ru: Ваш супруг Петр во время изоляции жил отдельно от вас. Почему вы приняли такое решение? Многие семейные пары во время карантина выходили на работу. Да, существовал риск заражения, но они не разлучались. Семья на то и семья, чтобы переживать и горе, и болезни, и радость вместе.

Диана Гурцкая: Абсолютно согласна. Я всегда за то, чтобы мы вместе переживали и горе, и радость. Но это было решение мужа. Я никогда не смогла бы сказать близкому человеку: «Живи в самоизоляции, отдельно от нас». Мое сердце этого не позволило бы. Но вдали друг от друга мы долго не выдержали: ни он без нас, ни мы без него. Когда мужа нет дома, я всегда волнуюсь. Мне важно проводить его утром на работу и встретить вечером дома. Я сильно переживала за него, а он — за меня с сыном. Но, с другой стороны, я могу понять его решение: вирус не изучен до конца, никто не знает, чего от него ожидать, неизвестно, как он влияет на здоровье, каковы могут быть последствия. Петр ни одного дня не был на дистанционной работе, он заместитель министра науки России. В период эпидемии работы только прибавилось.

Сейчас ситуация, конечно, лучше, все научились жить по новым правилам, но тогда все были в панике. Для нас эти две недели друг без друга были вечностью. Более того, когда в такое непростое время рядом нет близкого человека, это, конечно, пугает и усложняет психологическое состояние. Но ирония судьбы состоит в том, что муж постоянно сдавал и сдает тесты, и они все отрицательные. Когда же я недавно по настоянию Елены Малышевой перед премией «Призвание» сдала анализ на антитела, то оказалось, что у меня выработан стойкий иммунитет к COVID-19. Получается, что вирус попадал в организм, но я не заболела. «Ты наша супервумен», — сказала Елена Васильевна.
Диана Гурцкая с мужем Петром Кучеренко. Фото: www.globallookpress.com

А вообще, как вы провели это время?

— Я была дома, с сыном. Очень много читала, потому что книга всегда спасает, когда тяжело. Смотрела фильмы, занималась спортом, проводила время с сыном: мы с ним учили уроки, занимались музыкой. Домашние дела, конечно же, никуда не исчезли. И в этот непростой период у меня вышел альбом «Время». Мы с моей командой приняли решение, что его надо выпустить именно во время самоизоляции. Мы хотели тем самым поддержать людей, поднять их дух. Очень надеюсь, что нам это удалось.

Извините, если вопрос покажется неделикатным. Я знаю, что незрячие люди книги читают по шрифту Брайля. Но как вам удается «смотреть» фильмы?

   
   

— Фильмы мне помогает смотреть тифлокомментирование (или аудиодескрипция — лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему (слабовидящему) без специальных словесных пояснений — Ред.). Но, когда его не было, я слушала их. На самом деле я часто использую фразы «смотрю», «читаю» и даже не задумываюсь. Многих это удивляет, но я не считаю нужным говорить: «Я слушаю фильм». Я смотрю… по-своему. Это мое внутреннее мироощущение. Я привыкла так жить, и это не мешает мне любить кино и смотреть его.

Что вы сделали первым делом после отмены самоизоляции и ограничений?

— Честно говоря, не могу сказать, что с введением режима самоизоляции моя жизнь перевернулась с ног на голову. Да, отменились гастроли и многие рабочие проекты, не было возможности видеться с друзьями и коллегами. Но в целом все осталось примерно так же, как и было до этого. Я старалась не просиживать время зря. По возможности выезжала на студию, записывала песни, естественно, соблюдая все меры предосторожности. После отмены ограничений я, конечно же, была безумно рада встретиться на премии «Призвание» со своими коллегами по работе: Николаем Басковым, Еленой Васильевной Малышевой, Зарочкой. С друзьями, к сожалению, пока не удалось собраться. Но зато успела даже один разочек пройтись по магазинам, потому что лето пришло, а мы всё не готовы. Мы, женщины, такие (улыбается).

Если я ничего не путаю, вы с 2007 по 2017 год вообще не выпускали альбомов. 10 лет молчания — почему? Общественный деятель, член Общественной палаты на этот период победил в вас певицу?

— Музыка всегда в моем сердце. Это мой основной способ восприятия мира, поэтому для меня музыка буквально является жизнью. Она позволяет мне ощутить те краски мира, которые я не могу видеть. Общественная деятельность никак не влияет на творческую. Даже, наоборот, вдохновляет, потому что она подразумевает помощь людям. Просто я не из тех артистов, которые выпускают песни часто. Такова школа Игоря Николаева. Для меня это длительный процесс. За минувшие десять лет у меня выходили сборники и синглы, пластинка с грузинским фольклором, альбом с потрясающим сербским композитором Гораном Бреговичем. Я долго искала материал для нового альбома, вдохновение, работала над песнями, знакомилась с новыми людьми. Кстати, хочу поделиться с Вами очень важной для меня новостью: я стала ведущей программы «Дорогая передача» на «Радио России». Формат программы подразумевает мое общение с гостем в формате интервью. Ко мне на эфир часто приходят коллеги, мои друзья. У нас в студии царит очень домашняя, уютная атмосфера, и я очень стараюсь, чтобы гость чувствовал себя комфортно. Нам часто звонят слушатели и говорят, что им очень нравится программа. И это самая большая похвала для меня.

Вы упомянули новый альбом «Время», выпущенный в апреле этого года. Он начинается с лиричных медленных песен (первые 4 точно такие). И только потом начинаются темповые. Почему вы расположили песни в таком порядке? Обычно ведь публика на лирику не сразу реагирует. Я бы начал альбом с песни «Счастье». Это ведь настоящий хит.

— Большое спасибо за столь высокую оценку! От Вас особенно приятно и ценно это слышать! Здесь нет никакой особенной мной заложенной логики. Таково было решение моего брата и продюсера Роберта совместно с музыкальным лейблом ALL STAR MUSIC, который выпустил альбом. Я безумно благодарна лейблу за сотрудничество, потому что вижу доброе отношение ко мне, подход к работе. Ребята, представляющие эту компанию, — на сто процентов профессионалы своего дела, я им доверяю и не сомневаюсь в их действиях. Так что, если они так решили, значит, в этом была своя логика.

Хочу уточнить: работа над ним велась во время карантина? 

— Нет, альбом был готов еще до пандемии. Некоторые песни были написаны несколько лет назад, например «Молитва», «В этом городе», «Сказки». Но большинство песен все-таки были записаны до Нового года. А выпустить альбом мы решили во время самоизоляции для того, чтобы, как я уже сказала выше, поддержать людей и согреть их своим теплом и любовью. 

Кто авторы?

— Вместе со мной над альбомом работали невероятно талантливые авторы, такие, как Ким Брейтбург, Евгений Муравьев, Станислав Шурин, Артем Орлов, Владимир Адаричев и многие другие. Большое им спасибо! Всегда приятно работать с такими потрясающими людьми.

Какие песни из альбома вы считаете ключевыми, основополагающими и почему?

— Я всегда на это отвечаю так: каждая песня — это история, в каждой песне есть частичка меня. Мне трудно выделить какую-либо композицию, но отмечу песню «Время», которая дала название альбому, а также «Мечту» и «Когда мы вместе». В альбоме есть песня «Ой ли», которую я очень люблю. Она словно крик души, голос из моего детства. В ней потрясающая мелодия и этно-стилистика. Я сразу попросила аранжировщиков сделать ее в таком контексте, чтобы в ней звучала русская душа. Также не могу не сказать о песне «Подруги»: она очень классная, модная. Когда я услышала ее, сразу поняла, что она моя, я должна ее петь. На студии вместе с Вячеславом Бодоликой и Константином Губиным записали ее очень быстро. Очень важно, когда композитор и исполнитель понимают друг друга.

В клипе на песню «Подруги» фигурируют 19 разных известных женщин (от Елены Малышевой до Наташи Королевой). По какому принципу вы отбирали для съемок этого клипа артисток и телеведущих?

— Здесь все просто. Поскольку песня называется «Подруги», идея заключалась в том, чтобы пригласить всех моих потрясающих подруг-коллег на съемки. Каждая, кого я звала, согласилась поучаствовать в съемках без тени сомнения, несмотря на свою невероятную занятость. Мне просто безумно повезло иметь таких друзей. Спасибо им всем еще раз за отзывчивость. Лишний раз убедилась в том, что с этими людьми и в огонь, и в воду. Жалко, что не всех получилось собрать.

Дружба — это ведь понятие «круглосуточное». Кто из этих женщин — действительно ваши подруги?

— Многие говорят, что друзей много быть не может. В моем случае может. Потому что я чувствую любовь и поддержку этих людей на протяжении всей моей жизни. В силу большой занятости нам, к сожалению, не всегда удается встретиться, пообщаться, но ведь дружба и не в этом заключается. Она заключается в том, что я никогда не чувствую себя одинокой. Я всегда знаю, что есть люди, которым небезразлична я, мое здоровье, моя семья и все, что со мной происходит. Вот именно за это я и люблю их!

Расскажите немного про дружбу с самыми близкими. С чего начались отношения и как они были проверены временем, поступками?

— Вы знаете, я, правда, не могу выделить кого-то одного, потому что каждая из них помогла мне, оказалась рядом в той или иной ситуации, каждая дорога по-своему и занимает свое место в моем сердце. Но мне бы хотелось лишний раз сказать огромное спасибо тем, кто поддерживает меня и участвует все эти годы в фестивале «Белая трость»: Тамаре Михайловне Гвердцители, Валерии, Заре, Аните Цой, Наташе Королевой, Елене Васильевне Малышевой, Кристине Орбакайте. Для меня это безумно важно! Словами не выразить, как я им благодарна. Во время моей беременности Елена Васильевна Малышева всегда была рядом. Ее забота была безмерна. Никогда не забуду еще одну ситуацию. В очень тяжелый период моей жизни в двенадцать часов ночи мне позвонила Катя Лель и просто спросила, чем она может мне помочь. Казалось бы, в этом поступке нет ничего сверхъестественного, но для меня в тот момент это было так важно, так необходимо, что этим звонком Катя буквально вернула мне силы. Важно было осознать, что о тебе помнят в любое время, заботятся и готовы помочь. Но, помимо моих подруг-коллег, у меня также есть и школьные подруги, и студенческие. Я являюсь крестной мамой детишек нескольких школьных подруг, мы по сей день идем рука об руку по жизни. Мы пережили много тяжелых ситуаций, много прекрасных, но одно останется неизменным: наша связь.

Фото: www.globallookpress.com

Не оперой ли Чайковского навеяна песня «Иоланта» из альбома «Время»?

— Да, всё верно! Вот что значит взгляд профессионала. Я обратилась к Киму Брейтбургу с предложением поработать вместе. Меня не оставляла в покое «Иоланта». Признаюсь,  мечтаю поставить мюзикл на этот сюжет. Адаптировать формат оперы под мюзикл. Очень хочу создать этот проект и сама поучаствовать в нем. Такой идеей я поделилась с Кимом, и он написал для меня эту потрясающую песню. Моя мечта не исчезла, поэтому дай Бог, чтобы такой проект в моей жизни все же случился. Замечала, что, когда я в жизни о чем-то очень сильно мечтаю, это обязательно сбывается.

В песне «Зажигай» есть строчка: «Моя жизнь — это движение только вверх». Это соответствует реальности? Вы только вверх движетесь или все-таки бывает движение «вниз»?

— Конечно, бывают и взлеты, и падения, но здесь речь больше не о непрерывных успехах, а об ориентирах, о том, что надо стремиться все выше и выше. А падения и неудачи — это неотъемлемая часть жизни. Мне ничего в жизни не достается на блюдечке с голубой каемочкой, приходится преодолевать множество трудностей. Однако для меня крайне важен не только результат, но и сам процесс. Я имею в виду, что путь к успеху не должен подразумевать «поход по головам». Путь становления должен мотивировать и делать счастливее всех, кто вас окружает.

Ваш предыдущий альбом «Паника», выпущенный в 2017 году, наполнен балканскими мотивами. С чего вдруг возник интерес к Балканам? Автор музыки — Горан Брегович. Как вас свела судьба?

— С Гораном Бреговичем мы познакомились на Евровидении-2008 в Белграде. Я понравилась ему как исполнительница, что было очень лестно для меня, и он предложил сотрудничество. Мы шли к этому очень долго: обговаривали концепцию альбома и много других нюансов. Я очень рада, что всё получилось, потому что работа с Гораном Бреговичем для меня была огромным удовольствием и потрясающим опытом, он многому научил меня. Мы работали с оркестром, это были живые инструменты, а не компьютерные звуки. И я безумно довольна результатом: получилось очень свежо и «вкусно». Мне удалось ощутить себя в новом амплуа и образах, в которых я даже сама себя не ожидала увидеть. Все-таки я более сдержанный человек в музыке. Да, действительно, в альбоме все песни наполнены этническими мотивами: грузинскими, балканскими, русскими. Это связано с тем, что Горан — боснийский музыкант. Мне стало очень интересно поработать в подобном ключе. Это была самая настоящая синергия красивой современной поп-музыки и фольклора.

Тексты тоже написаны большими мастерами: Ильей Резником и Кареном Кавалеряном. Понимаю, что услуги Бреговича, Резника и Кавалеряна недешевы. Плюс сама запись, хор, оркестр. Можете сказать, во сколько вам обошлась запись этого альбома?

— (Смеётся). Я уже как-то говорила о том, что финансовые вопросы — это то, чего я не касаюсь. Моя задача — это музыка. Про творчество я готова говорить круглосуточно. А финансовые, менеджерские вопросы регулирует мой брат и продюсер Роберт, слава Богу, что он есть у меня.

Диана Гурцкая и Роберт Гурцкая. Фото: www.globallookpress.com

Одна из песен посвящена «Пуделю», который «умный, красивый, непьющий, к поцелуям зовущий и песен совсем не поющий». Это про реальную собаку?

— (Смеётся) Ещё до замужества у меня была собачка породы той-терьер. Я очень мечтала о ней, и мне подарили Бартика. Для меня это было самое настоящее счастье, я с ним ни на минуту не расставалась. Но, когда я вышла замуж, мне, к сожалению, пришлось оставить ее в родительском доме, потому что у нас есть грузинская традиция, которая обязывает девушку не забирать животное из родительского дома, это плохая примета. Но, к сожалению, с Бартиком приключилась нехорошая история: он попал под машину. Я очень горевала. У моих родных были мысли подарить мне щеночка, но я была беременна и решила, что заводить животное в этот период не лучшая идея.

Много ли делает государство для того, чтобы помогать людям, лишенным возможности видеть? Какие самые большие проблемы тут существуют?

— Да, безусловно, государство многое делает в этом направлении. Не только в Москве, но и по всей стране для людей с инвалидностью в целом. Я это ощущаю на себе. Это и доступность объектов, и светофоры, и инфраструктура города, и музеи, и кинотеатры. Когда прошлой осенью я была в Париже, то была приятно удивлена, что Москва сейчас намного лучше адаптирована под нужды незрячих людей. Даже в Лувре, например, всего 17 тактильных экспонатов в специальном зале, а у нас и Дарвиновский музей, и Эрмитаж, и Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, и многие другие делают доступным то, что было совершенно недоступным.

Много нововведений в образовательной системе. Например, еще несколько лет назад я и мечтать не могла о том, что сопровождающему не придется озвучивать мне спектакль, а я смогу сидеть в театре одна и в прямом смысле смотреть постановку самостоятельно. На сегодняшний день это возможно с помощью тифлокомментирования. Кстати, хочу сказать огромное спасибо Сергею и Ирине Безруковым. Я была на одном из их спектаклей, и мне часто приходилось переспрашивать многие нюансы у моего супруга. И в тот момент я подумала о том, как было бы здорово использовать тифлокомментирование в театре, поскольку в кино уже подобная практика была. Я озвучила свои мысли Сергею и Ирине, и они услышали мою просьбу. Через какое-то время я приехала на спектакль, который могла посмотреть с помощью тифлокомментирования. То же самое и в кино. Мы можем прийти в кинотеатр с моим сыном, и я могу самостоятельно смотреть кино, а тифлокомментатор через наушники будет мне все озвучивать. Подобных нюансов очень много. И это все очень важно для нас, людей с подобными ограничениями! Все стало настолько доступно и понятно. И это здорово!

Что вам удалось сделать как общественному деятелю?

— Мне неловко петь себе хвалебные песни. И сам статус «общественный деятель» как-то слишком высокопарно звучит. Я обычный человек, который хочет немного изменить мир.  Но я счастлива, что в этом году будет 11 лет нашему фестивалю для слабовидящих и незрячих детей «Белая трость». Создан Центр социокультурной реабилитации. К нам приезжают детишки, занимаются и вокалом, и живописью, и сценической речью и т. д. У нас потрясающие логопеды, психологи. И дети, и родители очень довольны. Я думаю, мы будем расширяться. Несмотря на то, что мы открылись недавно, у нас уже есть множество достижений и огромные планы впереди, которые, я надеюсь, нам удастся воплотить.

Бывают ли у вас приступы отчаяния, жалости к себе? Или вы все это в себе давно преодолели?

— Я никогда не позволяю себя жалеть ни себе, ни другим, потому что жалость — плохой помощник. Мои родители меня никогда не жалели. Я жила так же, как и все остальные дети в моем родительском доме: меня так же журили, так же хвалили. Поэтому я никогда не ощущала к себе особого отношения. Стоит мне один раз позволить себя пожалеть, во мне сразу что-то рушится. Конечно, все мы порой бываем слабыми, тем более я женщина и иногда себе это позволяю: могу погрустить, поплакать. Но это ни в коем случае не от жалости, а просто потому, что это жизнь — это эмоции. Мои близкие все рядом, у меня такие замечательные муж и сын, что я на них всегда могу опереться и положиться. Но жалеть — никогда!