Чем запомнился французский режиссер Жан-Люк Годар?

Категория:  Персоналии
Ответ редакции

На 92-м году жизни скончался режиссер Жан-Люк Годар — один из самых авторитетных кинематографистов Франции, стоявший у истоков французской «новой волны». Об этом сообщает газета Liberation со ссылкой на родственников Годара. Обстоятельства и причины смерти пока не называются. 

   
   
Жан-Люк Годар, 1985 г. Фото: www.globallookpress.com

Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard) родился в Париже 3 декабря 1930 года, но детство провел в Швейцарии, куда переехал вместе с родителями. 

В конце 40-х Годар вернулся в Париж, учился в Лицее Буффона, но провалил выпускные экзамены, поскольку увлекся кино. Это увлечение было очень популярным во Франции того времени — появилось множество киноклубов, а во «Французской синематеке» открылся зал для показов и Музей кино. В этих клубах Годар познакомился со своими сверстниками — будущими режиссерами «новой волны» Клодом Шабролем и Франсуа Трюффо. Он начал работать кинокритиком, был редактором нового журнала о кино Cahiers du cinéma, помогал знакомым кинематографистам во время съемок.

Его первым собственным фильмом стала документальная короткометражка «Операция бетон» 1954 года. Эта картина использовалась в качестве рекламного ролика. На следующий год Годар снял уже игровую короткометражку «Кокетка». Правда, снять полный метр Годару не удавалось — несколько проектов, которые он собирался делать вместе с Трюффо, финансирования не нашли.

Полноценным режиссерским дебютом Жан-Люка Годара стала драма 1960 года «На последнем дыхании». Сценарий он написал в соавторстве с Трюффо, художником-постановщиком был Клод Шаброль, а главную роль — несмотря на крохотный бюджет картины — сыграл восходящая звезда французского кино Жан-Поль Бельмондо. История молодого преступника и его подруги, которых преследует полиция, была одной из первых лент той самой французской «новой волны». Правда, Годар немного запоздал — в 1959-м Трюффо уже получил приз за режиссуру в Каннах за «Четыреста ударов» и был номинирован на «Оскар». Впрочем, «На последнем дыхании» был награжден режиссерским «Серебряным медведем» Берлинского фестиваля 1960 года, а со временем эту картину стали регулярно включать в различные рейтинги лучших фильмов XX века.

Жан-Люк Годар, 2020 год. Фото: www.globallookpress.com

С «новой волной» обычно связывают работу Годара в первой половине 1960-х — это фильмы «Карабинеры» (1963), «Безумный Пьеро» (1965), «Мужское — женское» (1966). Но различных периодов в его творчестве было множество — и «маоистский», и фильмы, созданные под влиянием советского режиссера Дзиги Ветрова. В те годы Годар заявил о себе как о режиссере с левыми взглядами; в 1968-м он активно участвовал в майских событиях в Париже — поводом для которых, кстати, послужило закрытие «Синематеки». Кроме того, именно Годар вместе со своими единомышленниками — Трюффо и Луи Малем — фактически сорвал проходивший в те дни в Каннах очередной фестиваль.

Своим взглядам Годар, разумеется, не изменял никогда. Уже в конце 60-х он считался живых классиком — несмотря на относительно молодой возраст и недолгую карьеру в качестве режиссера. При этом он постоянно искал новые приемы, новые техники съемок, экспериментировал с подачей материала. Но его фильмы и не были предназначены для массового зрителя — это была такая квинтэссенция фестивального кино, которую могут оценить по достоинству только коллеги и профессионалы. 

   
   

Любопытно, что его самого звание «мэтра» скорее тяготило. Он ездил по всему миру, часто работал в соавторстве с другими кинематографистами, его фильмы регулярно участвовали в конкурсе ведущих кинофестивалей — Венеции, Берлина, Канн. В 2011-м году Годару вручили почетный «Оскар» за вклад в развитие кино — эта награда вызвала небольшой скандал из-за позиции режиссера по поводу израильско-палестинского конфликта, в котором он был на стороне Палестины.

Фильмография Годара весьма обширна — в базе IMDb указывается, что он снял 130 картин самых разных жанров и форматов, от первых короткометражек до телесериалов и полнометражных документальных лент. В 2014-м он представил в Каннах свой очередной эксперимент — фильм «Прощай, речь 3D», сделанный по модной тогда трехмерной технологии, за который Годар получил приз жюри. 

Источник: https://www.liberation.fr/