Варвара Степанова — советская художница-авангардистка и дизайнер, также известная под псевдонимом Варст. Была женой и соратницей одного из основоположников конструктивизма, родоначальника дизайна и рекламы в СССР Александра Родченко.
Варвара Степанова родилась 22 октября 1894 года в Ковно (ныне Каунас, Литва) в семье чиновника. В 16 лет поступила в казанскую художественную школу, где познакомилась с будущим мужем Александром Родченко.
В 1913 году, не окончив художественную школу, Степанова переехала в Москву. В 1915-1917 годах занималась в студии живописца и театрального художника Константина Юона. В начале творческого пути сменила много профессий: библиотекаря, бухгалтера, машинистки, секретаря, параллельно занималась живописью.
В Москве Степанова принимала участие в выставках конструктивистов: выставке картин профсоюза художников-живописцев (1918 г.), 5-й Государственной выставке в Музее изящных искусств (1918 г.), 10-й Государственной вставке «Беспредметное творчество и супрематизм» (1919 г.), 19-й выставке в выставочном зале на Б. Дмитровке (1920 г.), выставке «5 × 5 = 25» (1921 г.).
Самая знаменитая работа художницы — серия картин «Фигуры» (1919-1920), выполненная в технике беспредметного искусства. С помощью геометрических элементов Степанова исследовала основные положения и повороты фигуры человека в динамике.
В 1919-1922 годах Степанова работала в Коллегии по делам изобразительных искусств Наркомпроса. Параллельно художница сотрудничала с Институтом художественной культуры и преподавала в студии «ИЗО» Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской.
В 1921 году Степанова оставила живопись и увлеклась дизайном текстиля. Вместе с подругой Любовью Поповой работала текстильным проектировщиком Первой ситценабивной фабрики в Москве «Циндель», проектировала узоры тканей, используя пересекающиеся геометрические формы. Одновременно с этим преподавала в текстильном отделении Высших художественно-технических мастерских. Одна из самых известных дизайнерских работ Степановой — эскиз спортивных костюмов с геометрическими узорами. В 1923 году художница представила проект «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда».
Также Степанова оформляла театральные декораций («Смерть Тарелкина» В. Мейерхольда, 1922), создавала декорации для киносъёмок и кино («Отрыв», 1926). В 1925 году совместно с Родченко оформила панно Дома Моссельпрома.
В конце 20-х — начале 50-х Степанова трудилась в полиграфии, оформляла обложки книг и журналов, рекламные плакаты. Работала художественным редактором в различных журналах: «Кинофот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «Советское кино», «Современная архитектура», «Смена», «Книга и революция», «Советская женщина». В 1933-1934 годах работала в Партиздате. Была членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).
Варвара Степанова скончалась 20 мая 1958 года в Москве. Похоронена вместе с мужем на Новом Донском кладбище.