Американский Маяковский. Почему гражданин США считает себя внуком поэта

Роджер Томпсон. © / Кадр youtube.com

К юбилею поэта Владимира Маяковского реконструкция музея его имени в Лубянском проезде не закончилась, поэтому празднование 125-летия проходит на других площадках. Одна из них — мемориальная «Квартира на Большой Пресне», одна из немногих сохранившихся квартир, которые семья Маяковских снимала в Москве.

В этой квартире на улице Красная Пресня Маяковские жили недолго, всего два года: с 1913 по 1915. В восьмидесятые она стала филиалом Музея Маяковского, здесь проходили тематические экспозиции, а потом это место превратилось в книгохранилище и на долгое время выпало из выставочного пространства. Новая жизнь «Квартиры на Большой Пресне» начинается с выставки «Дочка».    
   

О детях Маяковского долгое время ничего не было известно даже самым дотошным исследователям жизни поэта. Только в начале девяностых заявила о себе американка Патриция Томпсон: по ее данным, она была дочерью Маяковского и эмигрантки из СССР Элли Джонс (урожденной Елизаветы Зиберт). Семья долгое время скрывала этот факт, Патриция была записана дочерью бывшего мужа Джонс. Но известно, что в 1928 году Маяковский встречался в Ницце с Элли и ее двухлетней дочерью.

Патриция Томпсон. 2003 г. Фото: РИА Новости/ Дмитрий Коробейников

Патриция Томпсон всю жизнь активно собирала различные материалы, связанные с Маяковским, участвовала в праздновании столетия со дня рождения поэта в 1993 году. Она скончалась в возрасте 90 лет в 2016 году, завещав своему сыну Роджеру развеять часть ее праха над могилой Маяковского на Новодевичьем кладбище в Москве. Он пока не смог выполнить волю матери, но твердо намерен сделать это.

Фотографии из архива Патриции Томпсон, дочери Маяковского

На иллюстрации: Элли Джонс (Питерс), мама Патриции, середина 1930-х гг.#маяковский #музеймаяковского #патрициятомпсон #архив #дочка #выставкадочка #история #фотографии #эллиджонс pic.twitter.com/l1jiYmwapv

— Музей В. Маяковского (@museum_mayak) 28 февраля 2018 г.

Роджер, внук

Роджеру Томпсону сейчас 63 года, он юрист по авторскому праву. По его словам, ему никогда не говорили, что он внук известного русского поэта.

«Мне было лет пять, когда я узнал, что Маяковский не был женат на моей бабушке, — ответил он на вопрос «АиФ». — Но это была не та тема, которую взрослые обсуждали бы с маленьким мальчиком. Они обсуждали Маяковского очень тихо, а я, конечно, старался подслушивать. Когда подрос, я уже знал, кто такой Маяковский и кем я ему прихожусь. Его имя постоянно упоминалось в нашей семье, так что я просто это знал. Это просто было частью моей личности».

В Россию Роджер Томпсон приезжал несколько раз: сначала с матерью, а потом и сам. Он жалеет, что работа не позволяет уделять «вопросу Маяковского» больше времени, но обещает разобрать огромный архив, оставленный Патрицией Томпсон, и подготовить к печати ее книгу «Дочка». Себя он воспринимает русским американцем.

«По отцовской линии моим предком был Роджер Шерман, один из отцов-основателей США. Он участвовал в написании Декларации независимости и подписании Конституции. Меня назвали в его честь. Так что я чувствую сильную связь с американской историей. Но и с российской историей — тоже. И с революциями в обеих странах. У меня со всех сторон в предках сплошные революционеры и бунтари», — рассказывает он.

   
   

ДНК Маяковского

Сыном Маяковского также считается скульптор Глеб-Никита Лавинский (1921-1986). О его родстве с великим поэтом стало известно в 2013 году, после выхода документального фильма «Третий лишний».

Генетическая экспертиза потомков Маяковского никогда не проводилась, как рассказал «АиФ» директор музея поэта Алексей Лобов.

«Патриция Томпсон отказывалась проходить тест ДНК: она опасалась, что неправильная экспертиза разрушит весь ее мир. Роджер готов участвовать в анализе ДНК, если найдутся материалы для сравнения», — сказал он.

Проблемой является как раз отсутствие генетического материала. Существующие фрагменты ДНК поэта (это кровь на его одежде, в которой он умер) не подходят для анализа. Не осталось наследников и у сестер Маяковского, а если сравнивать с дальними родственниками, то погрешность экспертизы будет очень высокая.

«Про родство Роджера Томпсона мы заявляем достаточно уверенно, потому что у нас есть большое количество документальных доказательств, — говорит Лобов. — А вот, например, госпожа Лавинская говорит, что она внучка Маяковского, не имея на руках никаких документов».

Елизавета Лавинская, московский скульптор, внучка поэта Владимира Маяковского, на фоне портрета ее деда. 1996 г. Фото: РИА Новости/ Олег Ласточкин