Это сейчас кажется, что Лановой с его внешностью, талантом мог быть только актёром. А тогда, в начале 30-х, всё было совсем не так очевидно.
Родители Ланового ещё в 1931 году переехали в Москву из Украины - спасались от голода. Поселилась семья в маленьком бараке. Денег не было. Маленькому Васе игрушек не покупали. Однажды мальчик нашёл блестящий железный шарик. Редкая игрушка оказалась настолько ценной для малыша, что Вася решил спрятать шарик во рту. А потом… случайно проглотил свой клад. Шарик застрял в горле. Ребёнок потерял сознание. Хорошо, дворовые приятели мигом притащили к умирающему товарищу случайного прохожего. Мужчина не растерялся, сделал перочинным ножиком надрез на горле и вытащил злополучный шарик. Несколько дней после этого Лановой находился в больнице.
20 июня 1941 года родители отправили Васю на пару недель к дедушке с бабушкой на Украину. Вновь увидел он папу с мамой только спустя три года. Всё это время Василий провёл в оккупации. «Я видел расстрелы, видел, как взрывали поезда, как вешали комсомольцев», - вспоминает актёр.
Когда населённый пункт, где находился Василий с родственниками, освободили, его мама решила ехать к сыну. К поезду её буквально несли на руках. Молодая женщина стала инвалидом из-за того, что на химзаводе вручную разливала «коктейль Молотова».
Вася мчался на вокзал и не обратил внимания на встречную повозку, в которой полулежала страшно худая больная женщина. Остановил его лишь окрик возницы: «Вася, ты куда? Вот же мама твоя!»
Он всегда охотнее всего играл роли военных.
А самая дорогая сердцу «военная» работа - озвучивание документального фильма «Великая Отечественная», за голос в которой Лановой был удостоен Ленинской премии. «Меня душили слёзы, когда я читал этот текст», - рассказывает актёр. Работу прерывали несколько раз. Лановой собирался с духом и снова возвращался в студию.
Он никого никогда не боялся. Так, в 1993 г. воинственно настроенная группа решила разгромить Музей Маяковского с криками: «Такой поэт нам не нужен! Это не стихи!» Лановой вместе с коллегами приехал защищать поэта. Он читал его стихи так, что даже зачинщики замолчали.
- Вы сегодня целый день принимали экзамены у студентов… Старшее поколение молодёжь не жалует: говорит, что бездуховная она, эгоистичная. Вы, который эту молодёжь видит постоянно, что про неё думаете?
- Только тупица может не жаловать молодое поколение! Молодёжь нельзя не любить - это всё-таки наше будущее. Но делать какие-то сравнительные анализы с другими поколениями - что было любезно нашим дедам, нам самим или нашим детям - необходимо. Хотя бы для того, чтобы попытаться понять: где же кроется истина?
- И велика ли разница между вашим поколением и сегодняшними студентами?
- Разница большая. Знаете, у Карамзина есть такая мысль: дети войны всегда взрослеют быстрее, чем их сверстники, чьё детство пришлось на мирное время, и гораздо выше ценят истинные, глубинные понятия: добро, красоту. Моё поколение - военное, послевоенное - видело много такого, что мгновенно превращало мальчишек и девчонок во взрослых людей. «Не хлебом единым» - фраза эта была одним из самых главных жизненных постулатов для нас. В самые голодные для нашей страны годы не хлебом единым жил человек, а ещё и обращал внимание на хорошие спектакли, на дивную музыку, на стихи. Я до сих пор не знаю ничего выше военных песен.
Знаю, что молодёжь сегодня, во всяком случае значительная её часть, тоже их любит. Но наряду с этим они охотно слушают и такие песни, слова в которых мне кажутся вообще недостойными того, чтобы их произносили вслух. Это ведь лишь кажется, что та музыка, которая звучит сегодня по радио или на ТВ, - так, что-то несерьёзное… Но она может привести к духовной деградации всего поколения. Так говорю не только я - так считают многие.
- И как можно изменить ситуацию?
- Вы меня спрашиваете? Это вопрос к государству!
- Но ведь вы - член Общественной палаты, а значит, тоже в какой-то степени государство.
- Как член Общественной палаты я выступал на слушаниях об угрозах, которые существуют сегодня для нашей страны. К сожалению, среди этих угроз не было названо культурной. А на мой взгляд, она - одна из самых важных. Я заведую кафедрой сценической речи и художест-венного слова в Щукинском театральном институте. Вижу, что к нам приходит замечательная молодёжь: лёгкая, без того испуга в душе, который был у их родителей, по-хорошему независимая. Но как бы мне хотелось, чтобы они побольше приобщались к той величайшей культуре, которая им досталась в наследство от предков! А то ведь как иногда получается: я цитирую отрывки из той же «Войны и мира», называю какие-то персонажи и слышу от студентов вопросы: «А кто это?» Ещё лет 20 назад на изучение Пушкина в школе отводилось 60 часов, а сегодня с трудом наберётся 10-12. Те, кто формирует нынешнюю школьную программу, совершают роковую ошибку. Если ребёнок проводит в пять раз меньше времени над Толстым или Тургеневым, чем тратит на какие-то идиотские детективы, то что мы можем от него требовать?!
- В своей книге «Счастливые встречи» вы писали, что актёр должен слышать, что делается вокруг него в мире. И что вы сегодня слышите?
- Так я вам и сказал! (Смеётся.) Я вижу очень много хороших вещей - свободу, раскованность. Но вижу и страшное - потребительство берёт сегодня верх. А ведь много лет назад один из американских философов сказал: «Гибелью цивилизации станет потребительство». Я ведь об этом говорю не потому, что много-много лет работаю в театре и кино. Просто вижу разницу в уровне культуры между сегодняшним поколением и поколением, к примеру, 80-х годов - разницу в воспитании, в увлечениях. Пойдёт ли это на пользу цивилизации?
- Что сложнее для актёра - сыграть роль или достойно жить в ожидании этой роли? Ведь не секрет, что именно на ожидании ломались многие великие…
- Я не живу ожиданиями! Так повелось с самого начала, когда я только поступил в театр. Если не было ролей в театре - главном для меня месте работы, - я уходил в кино. Не было предложений и там, готовил поэтические и литературные программы. Извините, но у меня пауз не бывает.
ДОСЬЕ
Василий Лановой родился в 1934 г. в Москве. Окончил школу с золотой медалью. Учился в Театральном училище им. Б. Щукина. С 1957 г. - актёр Театра им. Вахтангова. Лауреат Ленинской премии (1980, за участие в документальном фильме «Великая Отечественная»), народный артист СССР (1985). Преподаёт в Щукинском театральном институте. Жена - актриса Ирина Купченко, двое сыновей.
Смотрите также:
- Светлана Крючкова: «Сильная?! Я так не считаю! Я - не ленивая!» →
- Василий Лановой: «Если не будем жёсткими, нас быстро сожрут!» →
- Дарья Мороз: «Я была просто чудовищем» →