Скажем языком полицейского протокола: 10 февраля 1890 года в семье московских мещан Исаака Иосифовича (Леонида Осиповича) и Райцы Срулевны (Розалии Исидоровны) Пастернак появился на свет сын Борис.
Падение в поэзию
Можно чётко указать момент, когда губастый нервный мальчик превратился в человека, который будет «заставлять любых прохожих женщин оборачиваться на него». 6 августа 1903 г. Леонид Пастернак пишет о своём сыне: «Вчера Борюша слетел с лошади, и переломила ему лошадь бедро…» В результате этой травмы Борис Пастернак приобрёл несомненный поэтический антураж - одна нога стала у него короче другой, совсем как у Байрона. Впрочем, имела место и травма головы - зубы у тринадцатилетнего подростка выросли редкими, большими и торчащими вперёд, о чём упоминала и Марина Цветаева: «Он одновременно похож на бедуина и его лошадь».
Да, Пастернак действительно иной раз походил на некий гибрид. Помесь тореадора и быка, например. Или укротителя и укрощаемого. Или, если уж на то пошло, гибрид всадника и лошади - на кентавра. Кентавры, кстати, будучи великолепными поэтами, слабо владели обыденной человеческой речью. «Его речь - водопад неожиданных сравнений, сложных ассоциаций, откровенностей, на явно чужом языке» - так отозвался о Пастернаке современник, литератор Илья Эренбург.
Накануне объяснения будущий нобелевский лауреат выглядел так, что краше в гроб кладут. «Покушайте напоследок, ведь вам завтра всё равно на виселицу, не правда ли?» - прикололся тогда над Пастернаком кёльнер местной пивной. И верно. Ида отказала. Впору было на виселицу, но… Верёвка ещё сыграет свою роль. А в Марбурге до сих пор можно найти улицу с интересным названием - Pasternakstrasse.
Гимн феминизму
Кто был дальше - между первой любовью и последней? Можно назвать много имён. Надежда Синякова, Елена Виноград, Ирина Асмус плюс роман в письмах с Мариной Цветаевой, о котором не перестают судачить и по сей день… Да, «заплаканный мулат» действительно имел успех. Однако жён было только две. Вернее, две с половиной.
Добро без добра
Романтическая встреча Бориса и Ольги произошла в 1946 г. Спустя всего три года Ивинскую арестовывают, дальше следует душераздирающая история. Дескать, в момент ареста подруга Пастернака была беременна, а в тюрьме у неё случился выкидыш. Да, так оно и было. Но последнему ребёнку Пастернака помешала родиться на свет его… жена. «Зинаида Николаевна сказала, мол, вы женщина молодая, у вас ещё всё впереди, а свою семью я вам не уступлю. Потом Оле стало плохо, она наглоталась лекарств (нембутала), при аресте зафиксировали попытку самоубийства» - так рассказывает об этом подруга последней любви Пастернака Ольга Попова.
P.S. Был ли он сам добр - неизвестно. Но одна из его шуток окончилась нехорошо. Провожая Марину Цветаеву в эвакуацию, Пастернак будто бы перевязал её чемодан верёвкой и сказал: «Крепкая, хоть вешайся!» Именно на этой верёвке поэтесса и повесилась.
Смотрите также:
- Любовь по-родственному. Как Эдгар По женился на своей малолетней кузине →
- Гений не без порока. Есенин пил, Булгаков кололся, а Маяковский любил →
- Екатерина Одинцова: «Немцов не осыпал меня золотом!» →