В кино часто выходит сразу несколько фильмов примерно на одну тему. Причиной этому не обязательно будет приближение какой-нибудь даты. Понятно, что какие-то проекты приурочивают к юбилеям, но в целом это скорее зависит от витающих в воздухе идей. Не так давно на российских телеканалах и стриминговых сервисах бал правили продажные чиновники, их сменили серийные убийцы и маньяки, а потом за дело взялись знатоки светской жизни, человеческой психологии и ужасов отдаленных и живописных мест нашей необъятной родины. Ну а сейчас очередь дошла и до вампиров.
Первым оказался многострадальный проект про «Вампиров средней полосы», у которого были определенные трудности во время производства — хотя их разрешение (замена Михаила Ефремова на Юрия Стоянова) пошло «Вампирам» на пользу. Ну а вторым стал «Пищеблок» на «КиноПоиск HD», снятый по одноименному роману Алексея Иванова.
1980 год. В пионерский лагерь «Буревестник», который находится на Волге под Куйбышевом, прибывает «олимпийская» смена, которая, впрочем, мало чем отличается от обычной — только тем, что проходит во время летней Олимпиады в Москве. Пока пионеры плывут на теплоходе по реке, они рассказывают друг другу различные страшилки — например, историю про статую горнистки, которая жестоко мстит мальчику, сломавшему её напарника-барабанщика. В этой смене будет отдыхать и Валерка Лагунов (юный актер Пётр Натаров) — его старший брат год назад был в «Буревестнике» пионервожатым, а недавно погиб страшной смертью.
Валерка не выглядит слишком грозным, но своё мнение отстаивать умеет. Он с ходу вступает в конфликт со своим товарищем по комнате, потом ссорится с местной красавицей Жанкой Шалаевой (Маша Лобанова), которая грозится ему местными хулиганами. Зато он знакомится с Анастасийкой (Мария Абрамова) и вожатым Игорем Корзухиным (Даниил Вершинин). Правда, у Игоря своих переживаний по горло — он влюбляется в вожатую Нику (Ангелина Стречина), да и вообще все взрослые в лагере заняты своими проблемами. И рассказ Валерки про то, что среди пионеров есть кровососы, никто из них не воспринимает всерьез. Ему даже угрожают — на случай, если он будет настаивать на своей версии.
В «Вампирах средней полосы» отчетливо прослеживалось влияние других вампирских историй — и отечественных («Ночной Дозор»), и зарубежных (как минимум «Сумерки») традиций. Впрочем, сам сериал про семью кровососов, относительно мирно живущих в Смоленске и даже в меру сил помогающих простым обывателям, получился отличным в плане зрелищности и закрученности сюжета. И обыграть его на этом поле «Пищеблоку» будет непросто.
Сериал этот изначально продвигался как хоррор, но потом создатели решили, что сняли мистическую фантастику. Для истории о пионерах и их страхах этот жанр подходит, конечно, больше, хотя отдельные эпизоды словно напрямую заимствованы из фильмов ужасов — причем самого убойного характера, с кровью и поеданием плоти живыми мертвецами. Да и вся обстановка, царящая в «Буревестнике», буквально кричит о том, что скоро здесь произойдет нечто ужасное. Тут как раз все на своем месте — и пионеры, и странный доктор (Тимофей Трибунцев), и малозаметный директор (Николай Фоменко), и чрезмерно бодрая старшая пионервожатая по прозвищу Свистуха (Ирина Пегова). Главным подозреваемым, впрочем, остается Серп Иванович Иеронов (Сергей Шакуров) — ветеран Гражданской войны, над которым пионеры взяли шефство. С подачи пионервожатых, разумеется.
Вообще, вся линия пионерских страшилок в исполнении юных актеров и их старших коллег получилась удачной — ровно настолько, чтобы изредка вздрагивать в самых неожиданных местах и с нетерпением ожидать развязки. Немного портят общее впечатление вожатые — у них словно происходит своя, отдельная жизнь, никакого отношения к их подопечным не имеющая. Эта жизнь замедляет сюжет, сбивает уровень пафоса до недопустимо низких значений и заставляет перестать бояться того, что не видно, но хорошо слышно. Для хоррора такое, разумеется, не подходит. Но для мистической фантастики — вполне.