Сказ о китайском героизме. Рецензия на фильм «Восемь сотен»

«Восемь сотен». © / Кадр из фильма

Отношение к так называемой Второй японо-китайской войне, которая шла с 1937 по 1945 год, очень сложное. Есть мнение, что именно с вторжения Японии началась Вторая мировая война, а вовсе не с нападения Германии на Польшу в сентябре 1939-го; такую позицию разделяют далеко не все историки; впрочем, часть этой войны, несомненно, является частью войны мировой, да и завершилась она лишь с капитуляцией Японии.

   
   

В самом Китае позиция по этой войне ещё более сложная. Дело в том, что тогда японским войскам противостояла армия под командованием Чан Кайши, который позже возглавил Тайвань, куда сбежали его сторонники. Так что для Коммунистической партии Китая та война немного чужая — хотя в ней храбро сражались и отряды коммунистов под руководством Мао Дзедуна. Ну а отдельный эпизод этой войны — многодневная оборона склада Сыхан в Шанхае батальоном 88-й дивизии — вообще больше относится к заслугам именно Чан Кайши, и недаром многие участники тех боев после революции 1949 года оказались на Тайване.

Поэтому и в кино этот несомненно героический эпизод был до сих пор представлен слабо. По горячим следам, в 1938 году, был снят китайский фильм «Восемьсот героев» (Eight Hundred Heroes); в 1977-м на Тайване выпустили ремейк той старой картины. Но вот об обороне этого склада масштабный блокбастер создали и кинематографисты материкового Китая — причем фильм «Восемь сотен» сделан с большим уважением к героическим солдатам китайской армии того периода.

Конец октября 1937 года. Японская императорская армия захватила пригороды Шанхая, китайские войска разбиты и получили приказ отступать на запад — город будет сдан. Но не сразу. В Европе страны — члены Лиги наций и США обсуждают, стоит ли вмешиваться в эту бойню, и чтобы они приняли верное решение, Чан Кайши приказывает удерживать большое шестиэтажное здание в самом центре. Местом для обороны выбран склад с толстыми стенами, удачно расположенный на берегу реки и напротив Международного сеттльмента — территории, которой ещё с середины XIX века управляли другие страны. Напасть на иностранцев японцы не посмеют, и у защитников будет шанс проявить свою храбрость перед представителями мирового сообщества.

Для самоубийственной миссии выбран один из батальонов 88-й дивизии, в котором не 800 человек, как следует из названия фильма, а примерно вполовину меньше; легенда о восьми сотнях героев появилась благодаря хитрости командира отряда. В «Восьми сотнях» склад обороняет — кроме кадровых солдат — ещё и всякий сброд из дезертиров и случайных людей, которым не повезло оказаться на складе. Но героизма во время обороны хватит на всех.

Фильм снял китайский режиссер Гуань Ху; любопытно, что одновременно у него вышла ещё одна военная драма — «Подвиг» о корейской войне, которая, правда, прошла почти незамеченной по сравнению с «Восемью сотнями». Но этот фильм изначально задумывался как блокбастер — на него потратили 80 миллионов долларов, снимали (впервые в Китае и в Азии!) полностью на камеры IMAX, а для съемок построили масштабные декорации нескольких десятков зданий.

Такой подход окупился сторицей — «Восемь сотен» стали самым кассовым фильмом 2020 года; конечно, не последнюю роль в этой победе сыграла пандемия коронавируса, закрытые кинотеатры по всему миру и отложенные премьеры голливудского кино. Но даже дисциплинированные китайские зрители вряд ли сделали бы рекордсменом фильм, который неинтересно смотреть.

   
   

Конечно, для российского зрителя «Восемь сотен» будет очень непривычным фильмом. В первую очередь сбивает с толку характерная форма, знакомая нам по фильмам о Великой Отечественной — в 30-е нацистская Германия активно помогала создавать китайскую армию, снабжала её оружием и обмундированием, так что одеты обороняющие склад солдаты примерно так, как фашисты. К тому же Гуань Ху не стесняется цитировать известные и более поздние события — например, водружение американского флага на Иводзиме, — словно стремясь обозначить приоритет китайцев не только в создании бумаги и пороха.

Такой подход потребовал некоторой ревизии того, что происходило на самом деле. Оборона склада Сыхан продолжалась несколько дней; погибло десять китайских солдат и около двухсот японских, уцелевшие защитники отошли на территорию сеттльмента, были интернированы, а позже оказались в японских концлагерях. В фильме жертв боев намного больше, да и сам масштаб сражения огромен, а отдельные эпизоды, которые происходили на самом деле, показаны в последовательности, нужной прежде всего для того, чтобы показать, что китайцы в той войне были не только мальчиками для битья.

Но фактически «Восемь сотен» — это сказка, которую подчеркивает условное разделение на ад вокруг и внутри склада и мирную жизнь, продолжающуюся в сеттльменте. В фильме есть всё, за что в последние годы справедливо ругают современное российское военное кино — хотя бы за превращение трагедии в аттракцион, призванный увлечь зрителя происходящим на экране. Но создатели «Восьми сотен» не обращают на возможные упреки в исторической недостоверности никакого внимания. Они превращают отдельный эпизод большой войны в смертоубийственное шоу, используя реальные исторические события лишь как основу для того, чтобы сделать красивую картинку. Такой подход не умаляет значимость подвига китайских солдат, которые ноябре 1937-го обороняли не имеющий большого военного значения склад, но зато позволяет показать этот подвиг максимально возможному числу зрителей.