Онлайн-кинотеатры и стриминговые платформы сегодня бьют рекорды по оформленным подпискам. Однако, эксперты aif.ru уверены, что сбрасывать традиционные походы в кино со счетов пока рано.
Недешевый досуг
Голливудские кинокартины ушли с российских экранов, что, с одной стороны, огорчает зрителей, а с другой — дает толчок развитию отечественной киноиндустрии. Цифры говорят сами за себя. По данным отраслевого издания «Бюллетень кинопрокатчика», в 2023 году выручка российских кинотеатров выросла на 64,3% сравнительно с 2022-м и составила 37,9 млрд рублей.
Звучит неплохо, но есть одно «но» — показатели «конкурентов» еще лучше. Да, речь об онлайн-кинотеатрах, которые на рекламе и подписках за тот же период повысили свою выручку на 45% — до 80,9 млрд рублей, гласят данные TelecomDaily.
«При этом удорожание билетов отмечают не все игроки рынка. Отрасли кинопроката не хватает зарубежных фильмов, но отечественные картины постепенно закрывают этот дефицит, и предпосылок серьезно повышать цены нет. Кинотеатры постараются идти по какой-то более низкой шкале увеличения цены, чтобы это было комфортно для зрителей. В этом году оно не превысит 20% от того уровня, который мы видели на Новый год, когда средняя цена по стране оказалась чуть ниже 400 рублей», — отметила эксперт.
С 18 апреля по 12 мая 2024 года в прокат выходят/вышли фантастические фильмы «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко и «Блиндаж» Марка Горобеца, приключенческие картины «Суворовец 1944» Дениса Казанцева и «Северный полюс» Александра Котта, военная лента «Семь черных бумаг» Анатолия Колиева и ряд комедий и мелодрам. По мнению эксперта, с учетом погодных катаклизмов, проходящих по всей территории России, возможно удорожание.
«Возможно, удастся побить рекорд и перейти планку средней цены в 410-430 рублей за билет. Ценовая политика кинотеатров в 2024 году будет зависеть от нескольких факторов, и билеты могут как подорожать, так и подешеветь, многое будет зависеть от наличия технологий. Если наконец наши российские продюсеры начнут снимать в формате 3D или в бывшем формате IMAX, то это сделает повышение стоимости билетов целесообразным, потому что это такой large premium-формат», — уточнила Голощапова.
Кино в «онлайн»
В то же время россияне активно наращивают спрос на онлайн-кинотеатры. По данным TelecomDaily, на конец прошлого года число пользователей, оформивших подписку, выросло на 25% — до 45,2 млн. Сами платформы связывают это с наращиванием отечественного контента, а также с внедрением искусственного интеллекта, но Голощапова отметила еще и другие причины.
«Во-первых, в 2023 году платформы заметно — почти на 35% — нарастили количество так называемых originals (то есть фильмов и сериалов собственного производства), а вторая причина роста количества подписок, — увеличение инвестиций в маркетинг со стороны практически всех, особенно экосистемных платформ — когда одна комбо-подписка дает доступ сразу к нескольким платформам, в том числе онлайн-кинотеатрам. Так работает, например, подписка „Яндекс Плюс“, с которой связан „Кинопоиск“», — уточнила она.
Действительно, недавно проведенное исследование Product Vision Masters показало, что онлайн-кинотеатры уже вложили в оригинальный контент порядка 200 млрд рублей. Это, наряду с растущим количеством подписок, помогло таким площадкам стать громкими участниками индустрии развлечений.
Дома дешевле
Что касается цен, самая дорогая подписка среди отечественных платформ отмечается у «Амедиатеки» — 599 рублей, далее — Start с ценником в 499 рублей и «Иви» за 399 рублей. За 299 рублей можно месяц пользоваться контентом «Кинопоиска», Wink, и Premier. Пользователи Kion платят 249 рублей в месяц, а Okko — 199 рублей.
Таким образом, заплатив один раз в месяц сумму, сопоставимую с билетом в кинотеатр, можно безграничное количество времени смотреть фильмы и сериалы. И это даже не учитывая, что, как правило, в кино идет не один человек, а, например, семья, а значит билетов понадобится несколько. Но и только этим расходы не ограничатся. Редкий родитель не купит своему ребенку газировку, поп-корн или другие снеки.
Растущие показатели двух этих видов досуга показывает, что они прекрасно могут взаимосуществовать, ведь в процентном соотношении по итогам 2023 года положительная динамика отмечалась в двух сегментах. Кинотеатры остаются особым видом досуга и, уверен кинокритик Павел Пугачев, сбрасывать их со счетов пока рано.
«Кино хоронят с первых дней его рождения. Широкий зритель неоднократно „уходил“ из кинотеатров, но возвращался всякий раз, когда кино находило новый контакт с публикой. Сейчас кажется, что тотальный переход на домашний просмотр — это что-то новое и неизменное, но такое уже было не раз. Будут новые фильмы — будут новые зрители», — отметил он.
К слову, самым кассовым фильмом 2023 года стал «Чебурашка», заработавший 6,7 млрд рублей в российских кинотеатрах. Выход второй части ленты запланирован на новогодние праздники 2026 года.