В Нижегородской области завершился Второй открытый российский кинофестиваль «КСТОКИНО», который проходил там с 24 по 29 мая 2024 года.
В рамках форума программный директор, известный продюсер, режиссер и сценарист Александра Жукова представила две программы полнометражных и документальных фильмов.
«Народов много — Родина одна»
В документальном конкурсе соревновались 17 фильмов. Их оценивали киновед, отборщик фестивалей Инна Демежко (председатель жюри), журналист, писатель Елена Ульянова и профессор, киновед Григорий Гиберт.
Награду «Лучший документальный фильм» завоевала картина «Игры кентавров» режиссера Андрея Титова из Екатеринбурга. Отметим, что эта лента получила специальный приз «За сохранение национальной культуры и традиций» на недавнем IV Открытом Российском кинофестивале патриотического кино «Малая земля» в Новороссийске.
«Игры кентавров» повествуют о национальной игре кок-бору в Горном Алтае. Это своеобразный вариант конного баскетбола. Но правила его стороннему наблюдателю могут показаться более чем странными: вместо кольца выступает огромный казан, спортивным мячом служит 32-килограммовая туша козла, а сами спортсмены участвуют в игре, сидя на конях.
Но за всей этой экзотикой стоят вековые традиции: навыки выживания в суровых условиях, стойкость, дарованная веками, упование на своего коня порою больше, чем на себя. Неслучайно говорят сказители: «И только по следам копыт можно сказать, что за путь прошел богатырь, каким человеком он был».
На вопрос, как у режиссера появилась идея снять такой необычный фильм, Титов ответил aif.ru: «Всякая идея документалиста — результат его творческой непоседливости. Я лично посетил более 30 регионов России и более трех сотен городов. Во время поездки на Горный Алтай застал там проведение уникального спортивного праздника Эл-ойын. В программе — 14 национальных видов спорта, знакомство с которыми оставило неизгладимые впечатления. К примеру, люди с риском для жизни и здоровья водружают многокилограммовые, неудобные в охвате валуны на пень. Или соревнуются в мастерстве точечного управления камчы (плетью). Моргнуть не успеешь, а уже десять раз просвистела плеть, и все баклуши одна за одной оказываются сбиты. Или эстафета, в которой участники сбегают с горки с товарищем на плечах, — удивительный уровень взаимопонимания и выручки. Я тогда понял, как мало мы знаем об истоках этих традиций. О том, как зародились такие народные игры и для чего они нужны жителям этих мест. Захотелось восполнить эти пробелы для себя и для зрителей. Так и зародилась идея съемок. Мною двигало желание расширить границы для себя и для зрителя. Чтобы понимать, в какой разнообразной, многоликой стране живем. Это делает нас сопричастными к этой великой общности, которую мы зовем Россией. Это рождает чуткое отношение к интересам и традициям тех, кто рядом. Дарит возможность увидеть и принять их непохожесть. К этому я и стремился, впервые знакомясь с уникальными традициями Горного Алтая. Как могучие реки питают сотни ручьев, так и культуру России формируют множество непохожих, отличных друг от друга национальных культур. Народов много — Родина одна».
По словам режиссера, начало съемок было положено на празднике Эл-ойын в селе Усть-кан, продолжение было в прошлом году, на играх, проводимых в селе Улаган.
«Поняв, что про все виды спорта в одном фильме не расскажешь, я решил сконцентрироваться только на одном из них — кок-бору, — продолжает Титов. — Своеобразный вариант конного баскетбола, когда вместо кольца выступает огромный казан, спортивным мячом случит 32-килограммовая туша козла, а сами спортсмены выступают на конях. Каждый участник со своей лошадью — как единое целое. Взаимопонимание должно быть без подсказок и понуканий. И азарт общий. Да, лошади тоже могут чувствовать азарт игры, им присуще стремление к цели. Они готовы выбиваться из сил ради общей победы. Отношение к ним более чем уважительное, они не просто помощники в игре, но соратники. От коня, его выносливости сноровки, а порой даже хитрости зависит 70% игры. Это признают сами спортсмены. Для победы важно стать с конем одним целым, наверно, поэтому и называют этот спорт „игрой кентавров“. И это очень точно передает настроение местности — в этих величественных местах человек сам по себе одинок, беспомощен. На фоне великих гор, устилающихся туманом, мысли о том, что человек — царь природы, улетучиваются сами собой. Вместо этого приходит осознание того, что ты — лишь часть, которая нуждается в других. Те же лошади, их навыки и сноровка в этих сложных условиях являются одними из залогов выживания. Потому и возникают традиции, которые многим кажутся излишне грубыми и первозданными. Поверьте, что они не более первозданны, чем сама природа Алтая. Здесь царство нетронутой мощи, перед которым человек должен смирить свой нрав. Все соревнования по кок-бору начинаются с обращения к духу Алтая — и это тоже неслучайно».
Стать и достоинство древнего ратника
Герои картины «Игры кентавров» — те, кто в обычные будни жизни работают зоотехниками, водителями, учителями физкультуры. «Но, начав игру, оседлав строптивых жеребцов, эти люди будто заново становятся кочевниками, — рассказывает aif.ru режиссер Андрей Титов. — У них даже лица меняются. Появляется стать и достоинство древнего ратника. Я понимаю, почему для них важна эта игра. Это способ приобщиться к мощи этих лет, многовековой истории земли легенд и эпоса. Ради этого готовы идти на многочисленные травмы, отрываться от множества хозяйственных хлопот, жертвовать временем и здоровьем. Отдельные герои — зрители соревнований. Многие специально берут отпуска и отгулы, чтобы была возможность поболеть за своих. Поверьте, атмосфера на финальной игре по кок-бору не уступает по своему накалу и эмоциям противостоянию футбольных клубов типа „Зенит“ и ЦСКА. 50-летние зрительницы срывают голос, как молодые девочки на концерте любимого исполнителя. Все живут этой эмоцией и первозданностью».
На вопрос, с какими проблемами столкнулся режиссер на съемках, Титов ответил: сложности были разве что погодные. «Как за каждым новым поворотом не знаешь, что тебя ждет: водопад или ледяное озеро, точно так же и погода. За один день можно и обгореть на солнце, и простыть на ветру, — рассказывает Титов. — Причем азартные лошади и спортсмены готовы играть хоть в зной, хоть в снег с дождем, а вот зарубежная техника такой неприхотливой бывает далеко не всегда. Приходилось делать перерывы или снимать из-под навесов, клацая зубами от холода. Но чувство победы искупает все. Для спортсменов — это победа в игре, а для режиссера — победа на монтаже. Когда чувствуешь, что не просто проделана большая работа, но и толковая, с нужной тебе эмоцией. Когда понимаешь, что ты тоже стал частью этого творчески-спортивного кентавра, что удалось запечатлеть традицию в ее нетронутой первозданности...
Я очень люблю ездить по нашим городам и весям. Уверен, что российская глубинка — самая недооцененная в плане туризма. Крайне мало мы знаем о ее невиданных особенностях. Порой легенды турецких или киприотских гидов знаем лучше, чем наши — домотканные, сермяжные, большей частью непридуманные. Потому вот эти пробелы я стремлюсь восполнить путешествиями. Соленые озера Астраханской области, раздольные в своей мощи сибирские реки, острова на Байкале — это все пройденные темы, воплощенные мной и кинокомпанией „СНЕГА“ на экране. Значит, впереди новые открытия и новые заповедные земли и традиции. Поверьте, Россия неисчерпаема на впечатления. Главное, не переставать удивляться!»
Отметим, президентом фестиваля «КСТОКИНО» является известный продюсер Сергей Новожилов. Директор фестиваля — Любовь Прокофьева, исполнительный директор — Сергей Балашов.
Фестиваль проводится при поддержке правительства Нижегородской области и администрации Кстовского муниципального округа.