Интеллигентный, летний, твой. Как проходит кинофестиваль «Окно в Европу»

Елена Яковлева / АиФ

С 6 по 12 августа в Выборге проходит один из старейших фестивалей российского кино – «Окно в Европу». На целую неделю мир кинематографа буквально захватил город у финской границы. Афиши фестиваля расклеены на каждом шагу - с них на прохожих смотрит Сергей Бодров-младший в роли Данилы Багрова, который стал лицом юбилейного, 25 киносмотра.

   
   

Постоянные гости и участники Выборгского фестиваля уже привыкли к непогоде, ежегодно в дни проведения «Окна в Европу» на их творческие головы изливаются потоки воды.

Но юбилейный киносмотр оказался особенным даже в этом отношении: солнце почти не скрывается за облаками и даже несмотря на прекрасную погоду публика ломится на каждую картину и посреди рабочего дня, и поздним вечером (последний сеанс киносмотра начинается в 23:00).

Фото: АиФ/ Елена Яковлева

В программе фестиваля разобраться не так непросто: на «Окне в Европу» показывают свыше 130 фильмов, которые идут один за другим на разных площадках города. В эти дни на улицах Выборга легко можно встретить пожилую пару, торопящуюся из одного кинотеатра в другой, а за ними бегущих на очередной киносеанс местных хипстеров.

Самые маленькие зрители, почти как на работу, всю неделю ходят в Городской дом культуры, где бесплатно показывают конкурс анимационного кино и «Кино – для детей и юношества». Во внеконкурсную программу вошли не только развлекательные ленты для самых маленьких, но и вдумчивые фильмы для подростков. В один из фестивальных дней режиссёр Владимир Потапов, представляя со сцены свою новую работу «Эмергены», честно предупредил публику, что картина рассчитана на аудиторию 12+, поэтому самым юным она может показаться скучной и сложной. Однако выборгские зрители особенные: после обращения режиссёра к детям и их родителям ни один ребёнок из зала не ушёл, а по окончании фильма многие из них подбегали к Потапову, чтобы сказать: «спасибо за фильм» или «мне понравилось, я всё понял». Такая случайная сцена – самая подходящая иллюстрация к словам многолетнего президента фестиваля Армена Медведева, который считает публику главным достижением «Окна в Европу». То уникальное поколение, которое сформировалось под влиянием киносмотра.

«Окно в Европу» - это не только бесконечный показ фильмов, но и мастер-классы от признанных режиссёров, форум дистрибьюторов и прокатчиков, а также круглые столы. Не случайно в письме президента РФ Владимира Путина, зачитанного в день открытия фестиваля, подчёркивалось, что «Окно в Европу» «стало востребованной площадкой для обсуждения актуальных профессиональных вопросов российского кинематографа». 10 августа на фестивале был проведён круглый стол на тему «Кино и деньги». Его участники пытались ответить сразу на несколько важнейших для отрасли вопросов: какие источники финансирования используются сегодня в российской практике кинопроизводства, кроме государственных, какие из них дают большую свободу для съёмок, а какие, наоборот, её сдерживают. Участники форума были так увлечены разговором, что за отведённые на круглый стол полтора часа успели обсудить далеко не все темы и самую интересную – краудфандинг – пришлось перенести на следующий год.

Круглый стол «Кино и деньги». Фото: Пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»

Музыка - ещё одна постоянная составляющая «Окна в Европу». На кинофестивале традиционно проводятся концерты самых разнообразных музыкальных направлений. В этом году небывалый аншлаг собрался в стенах лютеранской церкви святых Петра и Павла, где проходил органный концерт «Звучащее и незвучащее время кинематографа». Лауреат международных конкурсов Лада Лабзина исполнила дюжину композиций, начиная от «Я взываю к тебе Господи» Иоганна Баха, которая звучала в кинофильме Андрея Тарковского «Солярис», и заканчивая темой к сериалу Дэвида Линча «Твин Пикс». Большинству молодых слушателей во время концерта пришлось стоять в проходе - сидячие места были заняты предусмотрительными выборжцами, заблаговременно пришедшими на бесплатный концерт. Такое зрелище можно встретить только на «Окне в Европу»: пожилые дамы довольно кивают в такт музыке из кинофильма «Пираты Карибского моря», а после концерта обсуждают новинки российского кинематографа. «Мы очень любим и ждём «Окно в Европу», - с удовольствием поделилась с АиФ.ru одна из жительниц Выборга, - в эти дни город, будто оживает».

   
   
Органный концерт в лютеранской церкви святых Петра и Павла. Фото: Пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»

Лозунг фестиваля «Российское кино – прогноз на завтра». Невозможно не заметить, что к 25-летнему юбилею «Окно в Европу» не только набрался веса и статуса, но даже помолодел. В кино приходит новое поколение: на сцену кинотеатра «Выборг-Палас» выходит уже не Валерий Тодоровский, а его сын Пётр Тодоровский, который в этом году участвует в основном конкурсе с дебютом «Лавстори».

В отличие от других российских кинофестивалей «Окно в Европу» никогда не тяготело к мейнстриму. На протяжении четверти века здесь демонстрируются качественные и самые разнообразные российские ленты. Наряду с романтической комедией Тодоровского в этом году здесь показали экспериментальную драму Николая Дрейдена «Анатомия измены», документальную историю о бразильских актрисах в России Чарли Брауна «Красный русский», роуд-муви Гарика Сукачёва «То, что во мне», запутанную криминальную историю Александра Ханта «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». А также всё самое интересное, уже отмеченное в этом году на других кинофестивалях.

Фото: Пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»

Какой из фильмов получит главный приз от профессионального жюри «Окна в Европу», а за какой проголосуют зрители, считающиеся полноправными участниками фестиваля, будет известно уже 12 августа. Церемония закрытия традиционно состоится в стенах Выборгского замка. Для горожан завершение киносмотра всегда становится настоящим праздником, ведь в этот вечер на улицах города можно встретить и пообщаться с любимыми звёздами российского кино, а таких здесь немало. На фестиваль в этом году приехали: Светлана Светличная, Алёна Бабенко, Гоша Куценко, Екатерина Шпица и другие.