Дом Муму, университет и музеи. Места в Москве, связанные с Тургеневым

Ул. Остоженка. Так называемый «Дом Муму». Памятник истории (в этом доме в 1841-1851 г.г. жил и работал И.С. Тургенев). Дом принадлежал В.П.Тургеневой (Лутовиновой) — матери писателя. © / www.globallookpress.com

9 ноября 1818 года на свет появился человек, который ввел моду на слово «нигилист», заставил миллионы людей плакать из-за утопленной собачки и по-особенному взглянуть на образ девушки. Иван Тургенев навсегда изменил литературу — не только отечественную, но и мировую. Переехав во второй половине XIX века в Европу, он много общался с зарубежными мастерами, пропагандируя русскую словесность.

   
   

Агентство «Мосгортур» столичного Департамента культуры и mos.ru предлагают отметить день рождения писателя прогулкой по тургеневским местам. Все точки нанесены на карту -перемещайтесь по ней и читайте подробности о каждом месте.

Побывать в «Доме Муму» (Дом-музей И.С. Тургенева)

Начнем прогулку с главного тургеневского места столицы, находящегося по адресу Остоженка, дом 37/7. Это «Дом Муму», как называют его московские старожилы. В этом ампирном особняке мать писателя Варвара Петровна Тургенева провела последние 10 лет жизни. Женщиной она была довольно своеобразной: крепостнические привычки сочетались в ней с большой образованностью. По ее воле все домочадцы говорили и даже молились исключительно по-французски, она много читала, следила за книжными новинками и обсуждала их в письмах с сыном Иваном. Писатель был ее любимцем, что, впрочем, не мешало ей довольно жестко обращаться и с ним.

Порядки, установленные в доме на Остоженке, куда Варвара Петровна въехала в 1840 году, привели к драматическим событиям, позже описанным Тургеневым в рассказе «Муму». Немой дворник (правда, не Герасим, а Андрей) действительно служил Варваре Петровне. Собачка Муму и ее трагическая судьба тоже не выдумка писателя: барыня Тургенева действительно велела ее утопить. Но выполнив требование, Андрей не ушел от хозяйки, как Герасим, а продолжал преданно служить ей.

Иван Сергеевич неоднократно навещал мать на Остоженке, имел свою комнату на антресолях и прожил здесь в общей сложности около двух лет. В этом доме появилась на свет его дочь Полина.

Остоженский особняк стал музеем писателя в 2007 году. В последние годы в нем шла комплексная реконструкция: зданию придавали вид, который оно имело, когда в нем жили Тургеневы. Обновленный дом-музей начнет принимать посетителей с 11 ноября, а в сквере по соседству откроют памятник Тургеневу и скульптуру Муму.

Знакомство Тургенева и Гоголя

Следующая остановка — бывшая усадьба Талызиных-Толстых на Никитском бульваре, дом 7 а, последний адрес Николая Гоголя, сыгравшего особую роль в судьбе Тургенева. Прочувствованная статья-некролог «Гоголь умер!», опубликованная 28 апреля 1852 года в «Московских ведомостях», стоила Тургеневу месяца свободы. Именно на такой срок он был арестован за излишне восторженные слова в адрес автора «Ревизора».

   
   

Писатели не были близкими друзьями, но ценили талант друг друга. В 1851-м, за год до смерти Гоголя, Тургенев дважды нанес ему визит. Точные даты этих встреч — 20 октября и 5 ноября, а также связанные с ними подробности хорошо известны по тургеневским дневникам. Второй визит пришелся на особенный день: Николай Васильевич устроил авторское прочтение «Ревизора» для актеров Малого театра. Вот короткий отрывок из письменного свидетельства Тургенева:

«Читал Гоголь превосходно... Я слушал его тогда в первый — и в последний раз. <...> Гоголь... поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет, есть ли тут слушатели и что они думают».

Посетители Дома Гоголя могут увидеть, как проходила эта встреча. В постоянной экспозиции музея есть офорт с картины Владимира Маковского «Гоголь читает «Ревизора»», на котором художник изобразил Тургенева среди слушателей.

Есть в коллекции Дома Гоголя экспонат, рассказывающий о французском периоде жизни Ивана Сергеевича — вышедшая в 1900 году в Москве книга «Письма И.С. Тургенева к г-же Полине Виардо и его французским друзьям», живое свидетельство большого интереса читающей публики к личной жизни покойного писателя. Помимо отношений со знаменитой певицей, книга пролила свет на дружбу Тургенева с литературными звездами первой величины того времени — Гюставом Флобером, Жорж Санд, Эмилем Золя, Ги де Мопассаном и Теофилем Готье.

В канун юбилея — 200-летия со дня рождения Тургенева — Дом Гоголя подготовил две выставки. «На краешке чужого гнезда» посвящена встрече Ивана Сергеевича с Полиной Виардо. Выставка «Пересечения. Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев», которая откроется 19 октября, расскажет о пересечениях судеб двух писателей.

Учеба в Московском университете

Здесь Тургенев впервые заставил обратить на себя внимание общества. И немало удивиться.

В августе 1833 года будущий писатель, которому на тот момент было 14 лет и 11 месяцев, подал прошение в правление Московского университета, расположенного по адресу Моховая улица, дом 9

о включении его после надлежащего испытания на словесное отделение. В прошении ему было отказано, поскольку, согласно правилам, юноши моложе 17 лет в университет не принимались.

Однако в виде исключения его все-таки допустили к вступительному экзамену после письменного обращения директора училищ Московской губернии М.А. Окулова к министру образования С.С. Уварову, в котором было отмечено, что «он мальчик таковых познаний, что не только такого рода экзамен, но даже почти может выдержать экзамен для выпуска». Вступительный экзамен юный абитуриент, разумеется, выдержал.

В то время студентами университета были Виссарион Белинский, Александр Герцен, Илья Гончаров, Николай Огарев и Николай Станкевич, но Тургенев был слишком молод, чтобы войти в их круг. По-настоящему он познакомился с ними позднее.

В Московском университете будущий писатель проучился лишь год. Главу семейства перевели по службе в Петербург, Тургеневы переехали, и Иван Сергеевич поступил на философский факультет Петербургского университета. Там он, будучи студентом третьего курса, написал первую драматическую поэму «Стено».

В зрелом возрасте Иван Сергеевич неоднократно посещал в Московском университете публичные лекции историка Тимофея Грановского.

На театральной сцене

На московской театральной сцене драматические произведения Тургенева начали появляться в 1840-е годы. «Завтрак у предводителя», «Холостяк», «Провинциалка», «Где тонко, там и рвется», «Месяц в деревне» — далеко не полный перечень спектаклей, вошедших в репертуар двух главных московских театров при жизни писателя.

Первенство здесь было у Малого — благодаря служившему в нем Михаилу Щепкину, горячему поклоннику молодого драматурга. Щепкин прилагал немало усилий, чтобы до сцены дошли даже первоначально запрещенные цензурой произведения вроде комедии «Нахлебник» (которую Гоголь, к слову, считал безнравственной). Со временем знакомство Тургенева и Щепкина переросло в крепкую дружбу, и писатель даже уполномочил его вносить правки в тексты произведений перед представлением в Московский цензурный комитет.

В Большом театре, который в те времена еще именовался Петровским, тоже ставили спектакли по Тургеневу. Кроме того, на его сцену не раз выходила Полина Виардо, чьих выступлений влюбленный писатель не мог пропустить. В марте 1853 года он даже сбежал по поддельным документам из-под домашнего ареста в орловском имении, чтобы повидаться с приехавшей в Москву на гастроли французской оперной дивой.

Первая библиотека для всех

Первая в Москве бесплатная библиотека для всех сословий, учрежденная после смерти Тургенева в 1883 году, открылась через два года и вскоре получила его имя. Тогда она располагалась неподалеку от теперешней Тургеневки — по адресу Тургеневская площадь, дом 1. Историческое здание архитектора Дмитрия Чичагова снесли в 1972 году, но во дворе возрожденной библиотеки в Боброве переулке, дом 6, строения 1-2, есть привет из прошлого — бюст Тургенева.

Это точная копия бюста, сделанного известным советским скульптором Сергеем Коненковым. В середине 1950-х он подарил скульптуру библиотеке, и бюст украшал ее читальный зал до последних дней жизни первого здания.