Картина 81-летнего британца Дэвида Хокни «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» стала самой дорогой работой для здравствующих художников. На аукционе послевоенного и современного искусства Christie’s в Нью-Йорке ее продали за $90,3 млн. До этого рекордную сумму смог получить за свою работу 63-летний американский художник Джефф Кунс. Его «Собака из воздушных шаров (оранжевая)» была продана на аукционе Christie’s в 2013 году за $58 млн. Получают ли непосредственные авторы хотя бы какую-то часть этих денег?
Художники вполне могут заработать от продажи своих картин на аукционе, но только если это не перепродажа, а первичная продажа от самого автора. После того, как он единожды продал свою картину, она ему, по сути, больше не принадлежит, и всю дальнейшую выгоду от нее будут получать уже будущие владельцы. Основная проблема для художника на первом этапе — на аукцион еще надо попасть.
«Аукционы делятся по вертикали. Есть известные, мировые аукционы, а есть местные аукционы, и они совершенно другие. Поэтому здесь кому и как повезет, и кого куда пригласят. Крупные аукционы — это, конечно же, политика. Здесь все будет зависеть от политического решения определенных структур и людей, которые решают продвигать это или другое направление в искусстве. Выбор делается не только относительно направления, но и имени художника. Если это реализм, то они решают сами какое имя продвинуть, если это будет абстракционизм, то это будет тоже определенный художник», — говорит художник-пейзажист Александр Шилов.
Попасть на аукцион имеют шанс единичные художники, и то только в том случае, если ответственного за приемку работника заинтересует сама работа. В таком случае он может проверить в поисковике популярность автора, а именно, как часто он проводит выставки, в каких музеях они проходят, что пишут о картинах критики, как развивалась карьера художника, насколько успешно продаются его картины в обычных галереях и т.д.
«Художники редко отдают свои картины на аукцион. Это все-таки вторичный рынок, вначале художнику нужно на этот рынок попасть, чтобы его картины кто-то купил, чтобы он выставлялся на выставках и т.д. Да и в принципе аукцион сам решает, в какой момент и какого художника брать, а от каких отказаться», — говорит художник Владимир Дубосарский.
Тем не менее небольшой шанс попасть на аукцион есть. «Как только аукцион увидит, что работы художника можно монетизировать и продавать, то их могут взять на торги. Во всех остальных случаях неизвестных авторов никто не возьмет, поскольку их работы особо ничего не стоят, и нет особого смысла продавать их на аукционе. Зачем продавать много работ, за которые можно выручить всего сто долларов?», — говорит Дубосарский.