Новая жизнь. В Третьяковке при поддержке Сбера восстановили работу Репина

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван». © / Сергей Пятаков / РИА Новости

Как отмечают специалисты музея, процесс реставрации шедевра стартовал в кратчайшие сроки, весь комплекс исследований и техническое оснащение работ проходили благодаря масштабной поддержке Сбербанка.

   
   

В Государственной Третьяковской галерее 24 мая завершилась длившаяся четыре года реставрация знаменитой картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885).

При восстановлении картины, пострадавшей в результате нападения вандала 25 мая 2018 года, специалистами музея были использованы новейшие материалы и технологии, разработан целый ряд ноу-хау, впервые успешно примененных в реставрационной области.

В депозитарии Третьяковской галереи была создана специальная реставрационная мастерская. Было сконструировано и изготовлено уникальное оборудование, не имеющее в мире аналогов: подвижный многофункциональный стол-трансформер со сложной механикой, уникальное реставрационное кресло. В процессе реставрации впервые в России был применен инновационный подход к утоньшению лакового покрытия. Вместе с избыточным лаком, теперь утоньшенным до оригинального слоя, было также удалено значительное количество старых реставрационных межлаковых записей и материалов. Это позволило вернуть картине ее истинное колористическое звучание, задуманное художником.

«Третьяковская галерея выражает искреннюю признательность Сбербанку, предложившему помощь в первые дни после вандального нападения на картину, и расценивает его поддержку как важнейший вклад в общее дело сохранения национального культурного наследия», — подчеркивают в музее.

Ранее картина уже подвергалась агрессии. Первое нападение на нее произошло в 1913 году, что привело к необходимости провести большую реставрацию, включающую дублирование холста. В результате второго нападения на картину был прорван холст в трех местах в центральной части живописного полотна. Нанесенные удары затронули красочный слой и холст, серьезно травмировав произведение в целом. Если бы оборот картины не был закрыт массивным дубовым щитом, урон мог оказаться гораздо более серьезным.