Крест да рощица...
Дмитрий Писаренко, «АиФ»: - Алексей, вы специально снимаете заброшенные церкви? Или это «побочный продукт» фотосъёмки?
Алексей Харин: - Вообще-то я фотографирую природу. Но снимая её, часто натыкался на такие места, где нет ни людей, ни дорог, ни даже домов (они исчезли, потому что были, как правило, деревянные), а вот храмы стоят. Зачастую одна только церковь и осталась. Или памятный крест на месте бывшей деревни, или рощица, посаженная рядом. Понятно, что раньше тут кипела жизнь. Если вы едете по любой дороге от Москвы, постоянно будете видеть шпили и купола церквей. На Руси это всегда было признаком жилья, а вторым признаком были липы и берёзы - их сажали у церквей и вдоль домов. И если вы видели шпиль или липовую рощу вдали, это означало, что скоро вы будете среди людей. Однако сейчас чем дальше от Москвы, тем чаще вы не найдёте рядом никакого жилья. От поселений остались только липы, церкви и кладбища. Зимой есть лишь следы животных, летом кое-где появляются дачники, где, может, сохранилась пара домов.
И я стал целенаправленно искать и фотографировать такие места. Хотел показать, насколько красива наша природа, как люди, наши предки, приспособились для жизни в её ландшафтах, вписав в них и сооружения культового характера.
Я снимал их на протяжении 14 лет. Были отсняты десятки деревень в центральной России, сделаны тысячи снимков. Надеюсь, Русская православная церковь заинтересуется этими храмами, которые когда-то принадлежали ей и в которых её священнослужители проводили ежедневные службы.
- А храмы что, стоят заколоченные?
- Нет, как правило, они стоят открытыми, то есть совершенно заброшены. Икон внутри, конечно, нет. Но бывает, есть настенные росписи - довольно красивые, хорошо сохранившиеся. То есть это памятник культуры (или архитектуры), который теперь никому не нужен - ни людям, ни государству.
99% этих церквей уже в советский период были недействующими. Где-то был склад, где-то конюшня. А потом бросили, и всё. Никто и не стремился эти здания сохранять.
Дорога к храму
- Бывает, что люди вокруг не живут, но храм стоит и службы в нём ведутся?
- Такого нет. Как раз наоборот: немного людей осталось, но церковь стоит недействующая. Она ведь должна как-то окупаться, пожертвования нужны. В одном районе можно найти десятки брошенных церквей. Меня это поражает: значит, когда-то там жило столько людей, что их численности хватало на содержание всех этих храмов. А сейчас их просто нет!
Хотя есть исключение. В Ярославской области, на реке Ишня, стоит Церковь Иоанна Богослова. Службы там проходят раз в год, в остальное время она закрыта. Кстати, церковь деревянная. Построили её в конце XVII века, а в XVIII столетии обшили тёсом. Это старейший деревянный храм в Ярославской области.
- Значит, вы наводили справки по храмам, которые снимали?
- Да, по всем. Беда в том, что названия многих мест, где когда-то были деревни, сейчас даже неизвестны. Допустим, есть останки поселения. Спрашиваешь жителей окружающих деревень, что там было - не знают. Поднимаешь литературу - нет названия. И никакие чиновники в областной администрации вам на этот вопрос тоже не ответят. Единственная надежда: взять карту XIX века, отыскать там данную точку, и, возможно, будет указано название.
А так, бывает, что вообще одна только берёзовая аллея в чистом поле стоит. Берёзы же вдоль домов сажали, вот аллея и осталась. И такие места мы, конечно, уже для себя потеряли.
- Безрадостная картина.
- Я-то как раз настроен оптимистично. Если вы посмотрите на фотографии, поймёте, что это жизнеутверждающий проект. Он даёт надежду на возрождение. И я вижу, что последние 5-6 лет в некоторые места и впрямь возвращаются люди. Как это происходит? Например, развивается агрохозяйство, фермер строит коровник, прокладывает дорогу. Точнее, не новую прокладывает, а старую в порядок приводит. Или построил кто-то охотничью заимку - просто чтобы приезжать туда для отдыха, раз в пару месяцев. И тоже сделал дорогу, которую теперь уже кто-то поддерживает. А если рядом с дорогой было исчезнувшее село, глядишь, оно начинает оживать. Растёт число жителей, приезжает священник, открывает приход - и церковь постепенно восстанавливают. То есть такая последовательность: сначала дороги - потом люди - потом возрождение храма.
- Попадались вам уникальные места и сооружения?
- Всего в часе езды от Москвы, в Ногинском районе Подмосковья, находится Николо-Берлюковский монастырь. Самое страшное, что могло с ним произойти, произошло: в течение советского периода в нём была психиатрическая лечебница. И она действует до сих пор! Советская власть всегда считала, что верить в Бога могут только сумасшедшие люди, и эту идею она реализовала в его стенах. Сейчас прихожане за свои деньги уже восстановили позолоченный крест, начали отделку колокольни.
А место феноменальное. Эта колокольня вплоть до XIX века оставалась самой высокой в Российской Империи. Она на 4 метра выше колокольни Иван Великий в Московском Кремле. Высотой с 30-этажный дом, 88 метров, представьте! И кто знает об этом месте? Ни одного туристического автобуса я там ни разу не видел! А были бы туристы - жизнь вокруг сразу бы закипела. Появились бы кафе, инфраструктура, жильё.
И таких мест вокруг полно, куда можно запросто на машине доехать, одним днём обернуться. Надо о них людям рассказывать, доносить очевидную мысль: зачем вам берег турецкий, если и у нас есть на что посмотреть? Тем более сейчас, когда из-за роста доллара и евро люди отказываются от поездок за границу. Не надо быть олигархом, чтобы смотаться на денёк-другой в Тверскую, Ярославскую или Владимирскую область. По пути в тот же Суздаль или Углич много красивейших мест есть, куда можно заглянуть. Так любой из нас может посодействовать тому, чтобы Россия, которую мы, казалось бы, потеряли, начала возвращаться.
Куда поехать?
Вот ещё несколько мест, которые рекомендует посетить Алексей Харин.
1. Щёлковский р-н Московской обл., д. Алмазово, действующий храм.
2. Щёлковский р-н Московской обл., д. Маврино, очень красивый кирпичный храм.
3. Ростовский р-н Ярославской обл., Варницкий монастырь, родина Сергия Радонежского.
4. Ростовский р-н Ярославской обл., с. Поречье-Рыбное, колокольня и храм.