«Темный рыцарь» - настоящее искусство кино

   
   
Давайте пропустим обязательную часть? Все и так знают, что «Темный рыцарь» получил титул самого ожидаемого фильма года еще до своего выхода, а после выхода титул плавно трансформировался в «лучший фильм года». Вопросов тут быть не может. Критика восторгается, зрители ставят на первое место в рейтинге imdb, а по кассовым сборам фильм в США уступает только «Титанику» и «Звездным войнам». Как ни крути – это событие года в кино.
Честно, вы можете до конца года перестать ходить в кино – фильмов, которые могут сравниться с «Темным рыцарем» по масштабу и значимости просто не будет по обе стороны океана. Но на него сходите обязательно – на нового Бэтмана ни в коем случае нельзя смотреть на, боже упаси, «экранках».
Фильм «Темный рыцарь» - это ни в коем случае не кинокомикс, это эффектное и очень реалистичное, насколько это вообще возможно для фильма о Бэтмене кино. В свое время комикс «Темный рыцарь» стал таким же прорывом, как и фильм сейчас.
1986 год принято считать точкой отсчета новой эры комиксов. Тогда вышли три серии, перевернувшие вселенную «книг в картинках» с ног на голову: «Темный рыцарь» (The Dark Knight Returns), «Стражи» (The Watchmen, экранизация которых выйдет в следующем году) и Maus. Что в них было революционного? Эти комиксы впервые показали всю подноготную супергероев. Дальше всех зашел «Темный рыцарь», который рисовал автор «Города грехов» Фрэнк Миллер.
Бэтмен в нем предстал седым, стареющим человеком, сомневающемся в себе. Друзья мертвы, преступность практически уничтожена и за десять лет простоя о его геройстве уже мало кто помнит. Оставшись в одиночестве, Брюс Уэйн, скрывающийся под личиной героя, постепенно погружается в депрессию. Пока в город не появляется новая жестокая банда, первый бой с которой открывает Бэтмену глаза на существующий порядок вещей – он больше не прежний герой…
С точки мрачной атмосферы бумажного оригинала фильм Нолана выдержан безупречно. Город Готэм поначалу действительно выглядит отчужденным мегаполисом, но более уютным, чем в прежних фильмах о Бэтмене, и только с развитием картины приходит понимание того, как много в городе осталось подспудного безумия и насилия.
В этом, в общем-то, и весь новый фильм о Бэтмене – максимально серьезный и мрачный, где каждый персонаж обречен на одиночество и страдание. В Готэме у героя не так уж много перспектив – либо безумие и смерть, либо унижение и общественное презрение. Сумасшествие – общий знаменатель, который объединяет каждого человека в городе. Режиссер Нолан нагоняет страху на зрителя с первых минут и за сеанс аудитория теряет миллиарды нервных клеток. Страх в «Темном рыцаре» - это действительно страшно. Это не то пугливое отвращение, которое зритель привык испытывать при просмотре новомодных «мясных» триллеров с обилием крови и оторванных рук-ног. Это ужас от осознания того, что спрятаться негде, что нет безопасного уголка ни для кого, ни для родных, ни для друзей, ни даже для самого источника зла.
Нолан снимает холодно-отчужденно. И от этого только страшнее. Кристофер давно не жалует использование компьютерной графики в своих фильмах, только в самых необходимых местах, где без нее никак нельзя обойтись. Если надо взорвать дом – он взрывает дом, если разрушить тоннель – он его разрушает, если покорежить десяток машин в сцене погоне – и этого не жалко. Это ни в коем случае не комикс с обилием CGI-эффектов, делающих картинку слегка «мультяшной». Это реальность.
«Бэтмен» - больше не кинокомикс. Можно называть это как хотите – триллером, криминальной драмой, боевиком. Это все вместе и что-то большее. По части режиссуры это нечто практически совершенное. Нолан добился максимально вовлечения зрителя в фильм. Когда ближе к финалу в эпизоде с двумя паромами зритель буквально идет на поводу у экранного злодея Джокера, ломая голову чем все закончится, он настолько издерган, что замученный экранным злодеем, пытается перещеголять его в изощренности садисткой фантазии. Это ли не настоящее искусство кино?
Можно сколь угодно долго рассуждать о спецэффектах, сюжете, фантастической игре Хита Леджера. Но главная звезда фильма – это непосредственно его создатель Кристофер Нолан. Спасибо тебе, Крис.

Смотрите также: