Фильмы-загадки бывают разными. Бывают такие, после которых зритель остаётся в полном недоумении и с ощущением личной интеллектуальной неполноценности. Такое кино как минимум создаёт впечатление пустой траты времени, как максимум — раздражает и заставляет про себя поругивать «чёртовых заумных киношников». Загадка «Начала» — из другого разряда.
Точнее, загадки тут как минимум две. Первая — это название, которые в интерпретации российских прокатчиков ну никак не вяжется с сюжетом кино. Ну да, английское «Inception» действительно можно перевести как «начало», но сути фильма оно не отражает и вдобавок навевает ненужные ассоциации с предыдущей работой режиссёра Кристофера Нолана («Бэтмен: Начало»). Поверьте, ничего общего с супергероической сагой о человеке-летучей мыши у этого фильма нет.
Сюжет разворачивается вокруг группы воров, которые действуют не в материальной реальности, а на территории сновидений. Проникая в сознание спящего, некий талантливый мистер Кобб (Леонардо ДиКаприо) ворует его секреты или, наоборот, помещает туда чужую идею, и она постепенно становится навязчивой и в дальнейшем управляет всеми помыслами «жертвы». Так происходит зарождение мысли — и это, кстати, ещё один вариант перевода «Inception».
Другая загадка — на этот раз созданная не нашими переводчиками, а сценаристом, в роли которого опять же выступил Нолан, — сюжетная. На радость любителям умного (но не «ЗАумного» кино), она достаточно сложна, чтобы удерживать зрительское внимание на протяжении всех 2,5 часов — и в то же время достаточно проста, чтобы не потерять это внимание из-за невозможности вникнуть в повороты сюжета. И даже если в какой-то момент вы упустите линию событий — а они сменяют друг друга с удивительной для подобного кино быстротой, — всегда остаётся шанс ухватиться за неё в следующем эпизоде. Потому что всё происходящее на экране подчинено логике — а не прихоти сценариста или некой мифологической «художественно необходимости», — и сцены выстроены одна за другой практически с архитектурной точностью.
Кстати, тема архитектуры является лейтмотивом всего «Начала». Точно так же, как персонажи конструируют пространство своих снов, создавая небоскрёбы, мосты и лабиринты — так и фильм постепенно выстраивается в ясную конструкцию, по которой зрителя ведут, как по лестнице вниз. Каждая ступенька — это ответ на вопрос. И одновременно новый ребус, разгадка которого находится ступенькой ниже. И так до самого конца, а точнее, до начала, потому что финал фильма фактически возвращает нас к истокам истории.
В общем, загадку «Начала» хочется разгадать: она не навевает скуку своей выспренней интеллектуальностью, а наоборот, бросает зрителю заманчивый вызов — мол, потягаемся мозгами, или как? И потягаться хочется, ведь на протяжении фильма осознаёшь, что все разгадки на самом деле спрятаны на экране, и стоит только повнимательнее посмотреть, как всё встанет на свои места. Признаться, «Начало» показалось одним из немногих фильмов, которые хочется пересматривать, причём с таким же вниманием и напряжением, как в первый раз.
Что касается не сюжетной, а чисто визуальной составляющей, у Нолана получилось очень взвешенное кино. На ряду с мозгодробительными сюжетными поворотами в нём достаточно и откровенного экшена, и парадоксальной игры с пространством и реальностью, и интриги, и мелодрамы, и, конечно, красивейших спецэффектов. При этом одно другому отнюдь не противоречит: все визуальные эксперименты отлично вписываются в концепцию архитектуры сна и парадоксов человеческого сознания, а это не просто красиво, это во всех смыслах поразительно.
А главное, вся эта логическая красота разбавлена простыми и всем понятными драматическими линиями — традиционно трогательной историей любви; самокопанием и чувством вины главного персонажа; воспеванием простых семейных ценностей и даже каким-никаким, но конфликтом поколений. Устал зритель следить за тем, как герои залихватски скачут из одной реальности в другую? Пусть отдыхает, наблюдая за амурными приключениями Лео ДиКаприо. Надоело выслушивать многословные объяснения механики сна? Полюбуйся на сцену прощания деспота-отца с недолюбленным сыном.
В общем, готовьтесь к тому, что после просмотра «Начала» (или, давайте уж говорить правильно, «Зарождения») вы и сами станете жертвой обаятельного и немного психованного мистера Кобба. Идея-загадка, вложенная Ноланом в его творение, по сути проста, но от этого не менее навязчива и заразительна. И именно поэтому у подобного начала не может быть продолжения: ведь тогда всё волшебство этого «ребуса в ребусе» пропадёт.
Смотрите также:
- Анти-Гравитация. Переворот в космосе, произведенный господином Куароном →
- Тимур Бекмамбетов. «Особо опасен», или «Как стать супергероем» →
- «Загадочная история Бенджамина Баттона»: ЗА и ПРОТИВ →