В последнем десятилетии прошлого века, а также в начале 2000-х из Японии в Россию ввозились машины с необычным расположением зеркал. Они находились не у стойки двери, а на капоте или даже на крыльях передних колес. Такие зеркала встречались даже на спортивных заднеприводных болидах и на внедорожниках. Затем мода на них ушла, однако поднялась волна «клонов» из Китая. Проданные по лицензии японские модели изготавливались уже под китайскими марками и также имели зеркала на носу машины. И покупатели находили в них много пользы.
Хороший обзор
Впервые подобные устройства появились не на японских, а на американских полноразмерных легковых автомобилях 1950-х годов. В то время начали делать панорамные выпуклые лобовые стекла, из-за чего дверь немного переместилась назад. Из эргономических соображений было решено отодвинуть стойки с зеркалами на крыло. Оказалось, что это очень удобно. При езде не приходится отрывать взгляд с дороги. Достаточно перевести глаза на капот, и через два зеркала открывается хороший обзор справа и слева. Краем глаза всегда видишь пространство позади себя.
Стойки и корпуса зеркал стали делать хромированными, благодаря чему выглядели они великолепно. Небольшие «рожки» вошли в моду и крепко ассоциировались с барочным американским стилем, как и знаменитое авиационное «оперение» на «Кадиллаках». По миру пошла волна подражания. Передние зеркала даже какое-то время ставились на «Москвичах» и «Волгах». Полюбились они и японцам. Многие модели получили «рожки» спереди.
Даже когда мода на них стала проходить в США и от барочного стиля в Новом свете дизайнеры отказались, в Стране восходящего солнца они превратились в часть национальной традиции и изготавливались вплоть до 2000-х годов.
Главным преимуществом передних зеркал перед боковыми является их лучший обзор. Они имеют гораздо меньший непросматриваемый сектор, и через них лучше видны так называемые «слепые» зоны. Одного взгляда достаточно, чтобы понять, есть ли кто-то с боков, благодаря чему перестроения и прочие маневры на дорогах выполняются безопаснее.
Кроме того, от зеркал на носу машины меньше аэродинамических шумов. А еще они не так сильно выпирают за пределы кузова, отчего на автомобиле удобнее маневрировать в ограниченных пространствах.
Угроза для пешеходов
С началом этого века от зеркал на носу пришлось отказаться даже японцам. Вступили в силу новые требования по безопасности. «Рожки» на крыльях уже не удовлетворяли стандартам, потому как могли причинить вред пешеходам. Даже небольшое столкновение приводило к серьезным рваным ранам у сбитого человека. Капот уже расценивался как площадка для амортизации удара, и рогов там быть не должно.
По причинам безопасности были убраны все выступающие элементы декора на легковых машинах, в том числе статуэтки и металлические эмблемы.
Правда, кустарно зеркала на крыльях продолжают устанавливаться. Они превратились в элемент внедорожной подготовки для машин с повышенной проходимостью. С их помощью можно заглядывать вниз правого бока кузова, чтобы на офф-роуде видеть, что делается под колесами.
В России передние зеркала на праворульных японских машинах нашли себе еще одно неожиданное применение. С их помощью удобно смотреть на соседнюю полосу при начале обгона. Достаточно немного выставить нос ближе к разделительной полосе, и в зеркале виден обзор на заднюю часть дороги. Боковые зеркала в этом отношении имеют гораздо меньший обзор.