Переход автогражданки в интернет начался несколько лет назад с введения так называемого E-ОСАГО, выписываемого без посещения офисов страховщиков. С помощью онлайн-сервиса можно быстро заказать себе страховку, которая высылается на почту в виде PDF-файла. Подобная практика оказалась настолько удобной, что возможности электронного ОСАГО хотят расширить. Теперь автовладелец самостоятельно сможет управлять сервисами и даже оформлять страховые выплаты. Правда, не сразу, а после двухлетнего периода адаптации для нового порядка.
Мобильное оформление
По данным «Известий» уже через два года могут вступить в силу поправки в действующее законодательство, позволяющие расширить возможности дистанционного управления страховкой ОСАГО. Сейчас для урегулирования убытков водителю приходится обращаться в офис страховой компании, где проводится изучение поврежденного автомобиля, анализируются обстоятельства происшествия и пострадавшему выдается направление на ремонт в заранее определенную мастерскую, которую можно выбрать из представленного страховщиками списка. Такие поездки в офис страховой компании отнимают много времени и сил.
Между тем проект поправок предполагает дистанционное оформление направления. Водитель сам может сделать фотографии и заполнить надлежащие документы без привлечения сотрудников офиса страховой компании, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг. Потерпевший также может сам выписать направление в мастерскую и после получения подтверждения направиться в нее на ремонт.
Помощник ОСАГО
Сейчас этот порядок действий выглядит красиво, однако он содержит массу подводных камней. Пока не проработаны вопросы противодействия мошенническим схемам, применение которых при дистанционном оформлении выплат ущерба по ОСАГО может расшириться. Не вполне ясна и специфика оценки ущерба, которая при составлении заявки пострадавшим может завышаться. Между тем разработчики законопроекта уверены, что в течение двух лет им удастся решить эти вопросы.
Первые шаги по пути электронного ОСАГО уже делаются. Центробанком и Российским союзом автостраховщиков разработано мобильное приложение «Помощник ОСАГО», позволяющее уже сейчас в порядке эксперимента оформить извещение о ДТП в электронном виде. Действовать приложение пока будет только на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Татарстан. При положительном завершении эксперимента практику мобильного оформления расширят на всю страну.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уверены, что эксперимент увенчается успехом и уже с 1 ноября 2020 года «Помощник ОСАГО» будет работать на всей территории Российской Федерации.
Правда, одного электронного оформления для получения страхового возмещения по-прежнему недостаточно. Потерпевшему потребуется приехать в офис и подать письменное заявление страховщику с предоставлением предусмотренных правилами ОСАГО документов, а также предоставить на осмотр поврежденный автомобиль. В этом случае электронное оформление лишь позволяет ускорить процесс обработки данных и сократить время нахождения водителя в офисе страховой компании.