Принуждение к техосмотру. Какие машины будут отправлять на проверку?

МВД разрабатывает механизм принудительного отзыва диагностической карты у автомобилей с серьезными техническими неисправностями. Сотрудники ГИБДД получат право самостоятельно выявлять подозрительные транспортные средства, досматривать их и в случае выявления неисправностей составлять направление на государственный технический осмотр в электронной форме с внесением пометок в единую информационную систему ЕАИСТО. На ремонт будет отводиться неделя, после чего потребуется зафиксировать устранение неисправности в одном из пунктов ТО. Если автовладелец проигнорирует направление, то по истечении отведенного срока у него будет приостанавливаться регистрация транспортного средства в ГИБДД. Новая норма закона начнет работать, предположительно, с марта 2023 года.

   
   

Новый механизм контроля

Водителям запрещено ездить на неисправных автомобилях, которые создают угрозу на дорогах. Такие нормы указаны в действующих правилах дорожного движения, а перечень неисправностей дублирован в техническом регламенте стран Таможенного союза, основном регуляторе требований к транспортным средствам.

Если дело касается неисправностей рулевого управления и тормозной системы, то сотрудники ГИБДД, согласно статье 27.13 КоАП РФ, вправе отогнать автомобиль на штрафстоянку до устранения причины задержания. Но это серьезные поломки, с которыми ездить очень трудно. А вот что касается мелких поломок, то механизм контроля был недостаточным.

Согласно ч.1 ст. 12.5. КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена», грозит штрафом в 500 рублей. Такое небольшое наказание не пугает водителей, и многие не обращают внимание на мелкие повреждения техники.

Новый документ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу совершенствования порядка запрещения эксплуатации транспортного средства» расширяет полномочия инспекторов ГИБДД и создает новый механизм контроля за теми водителями, которые привыкли ездить на машинах с неисправностями.

Как будет работать принудительное ТО?

Согласно указанным в проекте закона нормам, автомобиль считают неисправным, если инспектор ГИБДД увидит проблемы в работе:

— внешних световых приборов;

   
   

— стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла;

— колес и шин;

— двигателя;

— прочих важных элементов конструкции.

Если при остановке машины вдруг обнаружатся эти неисправности, инспектор ГИБДД может отправить автомобиль на ремонт и затем на принудительный техосмотр. Инспектор при этом самостоятельно вносит в информационную систему ЕАИСТО пометки о поломках машины, которые надо починить. У водителя будет возможность доехать до места стоянки или до мастерской. На ремонт дается семь дней, после чего потребуется пройти проверку на одном из пунктов технического осмотра. Мастер самостоятельно поставит в ЕАИСТО пометки о проведении ремонта.

С какими поломками нельзя ездить?

В документе также перечислены неисправности, с которыми ездить будет нельзя даже в течение 7-дневного срока. Среди них:

— неисправности тормозной системы;

— неисправности рулевого управления;

— неисправности фар ближнего и дальнего света;

— неисправности сигналов торможения;

— неисправности габаритных огней;

— неисправности указателей поворота;

— неисправности механизмов фиксации бортов грузового транспорта;

— несоответствия установленным требованиям шин и колес;

— неисправности удерживающих систем пассивной безопасности;

— внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

Эти поломки предполагают транспортировку машины на эвакуаторе либо передвижение своим ходом только к месту проведения ремонта. Если ремонт не выполнен и диагностическая карта не оформляется, то вступает в действие запрет на эксплуатацию автомобиля. Без карты аннулируется и полис ОСАГО.

На данный момент законопроект прошел публичное обсуждение в Общественной палате и, по данным РБК, одобрен комиссией правительства по законопроектной деятельности, а также подкомиссией по совершенствованию контрольных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти. Законопроект, предположительно, вступит в силу 1 марта 2023 года, и до того времени еще есть возможность поправить ряд спорных вопросов.

Источники  

https://www.autonews.ru/news/621510ec9a7947cdf967be02

https://www.bfm.ru/news/496804