Движение задним ходом на автомобиле приносит массу хлопот. Все зеркала показывают разные расстояния. В одном объекты кажутся маленькими и далекими, в другом — размытыми и искаженными, а в третьем, наоборот, они приближены к бамперу машины. Какому зеркалу верить? Запутавшись окончательно, оборачиваешься и едешь задним ходом, смотря через плечо. Однако на трассе оборачиваться нельзя и, прежде чем научиться ориентироваться по зеркалам безошибочно, приходится изучать их особенности.
Водительский обзор
Водительское зеркало делается плоским для минимального искажения объектов. Человек сидит рядом с ним, угол зрения небольшой, и при необходимости он может легко обозревать соседние полосы. Немного покачиваясь из стороны в сторону, водитель изменяет угол обзора и прекрасно видит большую зону дороги слева. Водительское зеркало ввиду его расположения — самое информативное из всех. Оно делается прямым, и поэтому помогает правильно оценить расстояния до машин на соседней полосе и быстро отреагировать на опасность при их приближении. В особенности это важно при маневрировании и перестроениях между полос ночью, когда дистанция до машины сзади интуитивно высчитывается по расстоянию между ее горящими фарами.
А вот зеркала внутри салона и с правого бока кузова машины не обладают такой же прямотой. Они искажают картинку.
Зеркало в салоне
Внутрисалонное зеркало выполнено немного вогнутым. Оно увеличивает картинку, чтобы дать возможность водителю видеть машины далеко позади. Оно фокусирует лучи света таким образом, чтобы взгляд падал на объекты, расположенные в 30-50 метрах позади, минуя задний ряд сидений и даже подголовники. Таким образом, водитель видит только дорогу, а не сидящих в салоне пассажиров. В зону контроля попадает только заднее окно, через него и осуществляется обзор. Это особенно полезно при движении по ночам, когда из обзора исключаются включенные задние светильники, которые могли бы слепить водителя через зеркало.
Кроме того, сфокусированное строго назад внутрисалонное зеркало помогает лучше присмотреться к попутным машинам сзади. Через него хорошо видны габариты машин и определяется их скорость.
Зеркало справа
Правое наружное зеркало делается выпуклым, чтобы максимально увеличить обзор. За счет выпуклого профиля оно рассеивает лучи, искажает объекты, однако сокращает слепую зону справа, позволяя водителю хоть мельком увидеть посторонние объекты, мешающие маневрированию.
Правое зеркало может иметь переменный радиус. Его профиль иногда закругляется у боков, создавая там максимально большую зону для обзора. Однако эта выпуклость искажает объекты и расстояния, что может послужить причиной возникновения опасной ситуации. Посчитав, что соседний автомобиль достаточно далеко, водитель рискует начать маневр и задеть крыло соседа. Поэтому некоторые производители даже наносят на правые зеркала предупреждение о том, что предметы, отражающиеся в них, кажутся дальше, чем есть на самом деле. По-английски эта надпись выглядит так: «Objects in mirror are closer than they appear».
В общем, ориентация по зеркалам требует привыкания. Между тем уже внедряются электронные системы, которые обеспечивают обзор назад с помощью камер. Изображение задней полусферы от автомобиля подается на экран на центральной консоли или на зеркало внутри салона. Великолепная картинка позволяет водителю видеть все вокруг и хорошо ориентироваться. Возможно, вскоре такие системы будут стандартом для автопромышленности и необходимость в разнофокусных старых зеркалах отпадет сама собой.
Смотрите также:
- Газ или светодиоды? Что такое матричные фары и чем они лучше ксеноновых →
- Что такое корректоры фар и как они могут спасти жизнь? →
- Жизнь в темноте. Как можно и нельзя ездить ночью? →