Почему нельзя долго ездить на неотбалансированных колесах?

Категория:  Обслуживание Авто
Ответ редакции

Многие водители балансируют колеса в лучшем случае два раза в год, при их сезонной смене. Однако в процессе эксплуатации грузики отваливаются, и начинаются неприятные вибрации. Насколько они опасны для транспортного средства?

   
   

Почему трясутся колеса?

Если балансировать колеса один раз в сезон, то ничего хорошего в этом не будет. В течение 10-15 тысяч километров пробега колесо получает огромное количество ударов, из-за чего деформируется. На металлическом диске появляются вмятины на ободе, вызывающие нарушения идеального баланса и смещение центра масс. Причем достаточно даже миллиметрового искажения геометрии колеса, чтобы спровоцировать тряску.

Кроме того, при спортивной езде с чередующимися циклами «разгон-торможение» шины изнашиваются неравномерно, на них образуются канавки и поперечные желобки, которые тоже вызывают смещение масс. А при вращении колеса даже этот незначительный износ оборачивается неравномерным вращением. Силы инерции подбрасывают колесо, и появляется его паразитное биение.

Еще хуже, когда передние ведущие колеса вибрируют не только в вертикальной плоскости, но и под углом к горизонтальной. К примеру, из-за «восьмерки» колесо подруливает из стороны в сторону, что порождает внутри подвески и трансмиссии сложный комплекс напряжений и вторичных нагрузок, которые провоцируют еще больший износ шин и постепенно разбивают детали шасси. Возникшие люфты усиливают резонанс, и поврежденные детали работают уже на износ, значительно сокращая ресурс всей подвески.

Вред от вибраций

Из-за особенностей конструкции автомобиля тряска заметна при определенных скоростях. При небыстром движении подвеска полностью поглощает неравномерность вращения колес, поэтому в городе неотбалансированные колеса не всегда вызывают дискомфорт. Однако на междугородних трассах, на скоростях в районе 80 км/ч и 120 км/ч вибрации колес входят в резонанс с кузовом и многократно усиливаются. Тряска распространяется по «торпеде», рулю, потолку, ощущается даже в основании сидений, вызывая чувство беспокойства у водителя и пассажиров. Нередко биение колес настолько велико, что в салоне резонируют установленные в карманы металлические банки или пластиковые бутылки.

Если скорость снизить или, наоборот, увеличить, то интенсивность вибраций снижается. Они менее заметны, однако вредоносное влияние не прекращается, а только усиливается с нарастанием скорости. Энергия уходит в болтовые соединения, вызывая ослабление креплений.

   
   

Вибрации передаются в подвеску, в рулевую рейку, в моторный отсек. Как итог, через несколько тысяч пробега с разбалансированным колесом изнашиваются резино-металлические шарниры, трескаются подушки на опорах двигателя, спрессовываются сайлентблоки, начинает выть ступичный подшипник. От вибраций постепенно расшатывается рулевая рейка, появляется люфт в ее направляющих. Автомобиль тянет в сторону, ухудшается управляемость. При сложных разнонаправленных вибрациях разрушаются даже ступичные подшипники. В общем, терпеть разбалансированное колесо нельзя.

Чтобы проверить балансировку, нужно выехать на прямую дорогу с гладким асфальтом и разогнаться до скорости примерно 80-100 км/ч. Если чувствуется дискомфорт, то тянуть с визитом в шиномонтаж не стоит.

Но лучше не ждать появления даже незначительных вибраций и делать колесам профилактику один раз в 5 тыс. км пробега.