Интернет переполнен роликами с видеорегистраторов с зимними авариями. Во многих один и тот же сюжет: равномерно двигающийся автомобиль сначала проваливается в небольшую ямку на повороте, затем корма отклоняется от траектории, и дальше следует занос с непредсказуемыми последствиями. Машина бросается в сторону и кружится волчком.
Все это происходит за несколько секунд, и очень повезет, если на встречной полосе не окажется грузовика. Автомобиль застревает в придорожном кустарнике, и водитель дожидается эвакуатора.
Причем подобные «мистические» выбрасывания с трассы происходят чаще всего на ровных и с виду совсем безопасных участках, где водитель совсем не ожидает беды. В чем же причина таких невероятных происшествий?
Снежный нанос
Во время снегопадов между полос образуются снежные отвалы, которые могут лежать до тех пор, пока их не уберет грейдер. На загородных трассах, где дорожная техника работает не так интенсивно, как хотелось бы, наносы могут лежать несколько дней.
При прорыве через снежный навал резко снижается коэффициент трения колес. Они словно всплывают на снежной каше и теряют зацеп. Если их повернуть на небольшой угол, то отзыв машины будет заторможенным. Многих это пугает. К примеру, поворачивает человек руль, а машина не слушается и продолжает ехать прямо. Он дергает баранку на еще больший угол — тот же эффект. Тогда водитель пугается не на шутку и выворачивает руль, что и становится главной причиной происшествия.
Машина упирается в выкрученные вбок колеса и резко отскакивает в сторону с непредсказуемыми последствиями. Если водитель не обладает достаточным опытом в управлении автомобилем в экстремальных условиях, то избежать аварии сложно.
Чтобы не оказаться в беде, необходимо следить за направленностью колес. Нельзя перекручивать руль при пересечении снежного бруствера и вообще любых снежных сугробов на трассе. Повернул в нужную сторону — и жди, пока колеса зацепятся за асфальт. Автомобиль трясется, рыскает, разбрасывает снег, но через пару мгновений стабилизируется.
Помогать ему можно с помощью небольших циклов легкого торможения. Придавил педаль несильно — машина наваливается на передок, колеса пробивают снежно-водяную кашу, стабильность движения на время возвращается.
Колея
Еще одной причиной вылета автомобиля с дороги оказывается колея. Она приводит к потере стабильности движения по прямой траектории.
Колея опасна тем, что ее изломанные края вызывают поперечные вибрации, которые передаются подвеске и дальше на кузов. Опаснее всего, когда колебания входят в резонанс с амплитудой колебаний кузова и многократно усиливаются неправильными действиями водителя. Тогда автомобиль рискует выскочить из колеи передними колесами, в то время как задние оказываются «запертыми» в ней. Машина едет боком, и вернуть ее к прямолинейному движению трудно.
Водитель в страхе поворачивает руль обратно. Автомобиль не реагирует. Он еще больше выкручивает руль — опять безрезультатно. Тогда наступает паника, и водитель настолько сильно разворачивает колеса, что они буквально плужат по дороге и наконец возвращаются в колею, чтобы выскочить уже с противоположной стороны ледяного желоба. Водитель в страхе вращает руль уже обратно.
Такая раскачка дестабилизирует машину. Увод в колее плохо корректируется электронной системой стабилизации. Водитель остается один на один с законами физики.
Здесь необходимо действовать аккуратно и при начале динамических колебаний немного осадить машину тормозом: автомобиль тогда стабилизируется и гасит нежелательные колебания.