Опять реформа. Как может измениться порядок техосмотра?

Госдума приняла закон, отменивший с 30 декабря 2021 года обязательное ТО для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов. Однако это не значит, что техосмотр проходить уже никому не нужно. Для некоторых владельцев транспортных средств процедура государственного контроля технического состояния осталась обязательной. Для них сейчас готовятся упрощенные правила проверки и новые тарифы. По даным «Коммерсанта», их разработкой занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а полномочия по проверке операторов ТО, возможно, будут переданы из Российского союза автостраховщиков (РСА) в Федеральную службу по аккредитации, которая будет бороться за дальнейшую цифровизацию услуги. Как же будет работать процедура техосмотра? 

   
   

Кто по-прежнему должен проходить техосмотр? 

После реформирования системы технического осмотра у ГИБДД осталась обязанность проверять диагностическую карту при перерегистрации транспортного средства старше четырех лет на нового собственника. Кроме того, техосмотр остался обязательным для автомобилей такси и иного транспорта, предназначенного для коммерческих перевозок пассажиров и багажа, а также служебного транспорта. Диагностическую карту потребуется оформить и при изменении конструкции автомобиля, а также при замене основных пронумерованных агрегатов. 

Отправить автомобиль на техосмотр также могут в принудительном порядке. Если сотрудник ГИБДД на дороге обнаружит серьезные технические неисправности, подпадающие под действие пункта 12.5 КоАП РФ («Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»), то он вправе оформить предписание на срочный ремонт с последующей инструментальной проверкой. Такое может быть из-за разбитой фары, поврежденных стеклоочистителей или тормозной системы. От водителя потребуется произвести ремонт или предоставить диагностическую карту, чтобы доказать свою правоту. 

Если автомобиль попадется на дороге спустя трое суток с теми же неисправностями, то сотрудники ГИБДД будут вправе отозвать свидетельство о регистрации машины. 

Помимо этого, с 1 марта для нарушителей требований проведения государственного техосмотра вводится штраф в 2 тыс. руб. за езду без диагностической карты. 

Цифровое ТО 

Процедура проведения ТО в скором времени может упроститься. Министерство транспорта готовит проект очередных поправок к закону, которые облегчат работу аккредитованных пунктов инструментального контроля. По данным «Коммерсанта», из перечня обязательных процедур уберут проверки потеков двигателя, коробки передач, кондиционера, а также наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. В Минтрансе их считают избыточными. Однако процедура не перестанет быть подробной и тщательной. Называется около 80 пунктов, которыми должны руководствоваться мастера аккредитованных мастерских при оценке технического состояния автомобилей. К примеру, запрещается эксплуатация машины при отсутствии противосолнечных козырьков, если они предусмотрены конструкцией транспортного средства. 

Ведомство также должно будет пересмотреть и требования к операторам ТО. Оформление диагностических карт должно производиться непосредственно в информационной системе ЕАИСТО. Благодаря применению «цифровых решений» контроль за ТО будет «прозрачным и понятным», подчеркивают в Росаккредитации, а также позволит ввести «дополнительные удобные сервисы для бизнеса».     
   

Если мастера пунктов ТО халатно относятся к делу и не проводят процедуру должным образом, то, в соответствии с поправками к закону о техосмотре, которые вступят в силу с 1 марта, у ГИБДД появится право аннулировать выданные диагностические карты. Вместе с ними перестанет действовать и страховка ОСАГО. 

Центральной частью реформы станет передача полномочий по аккредитации операторов ТО из Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию, что должно сказаться на тарифах на услугу. До 1 апреля Минэкономики, Минтранс и другие ведомства планируют предоставить в правительство пакет поправок к законодательству. После рассмотрения и утверждения поправки могут вступить в силу до сентября 2023 года. 

https://www.kommersant.ru/doc/5194798?tg