Обновление данных. Как будут рассчитываться расходы на ремонт по ОСАГО?

Центральный банк, регулирующий реформу автострахования, прекратил ранее существовавшую практику учета стоимости дешевых б/у запчастей для ремонта автомобилей, ведущегося из средств ОСАГО. Расходы на ремонт автомобилей в рамках ОСАГО теперь рассчитываются по новой методике. Ключевое изменение касается справочников средней стоимости запасных частей, которые формирует Российский союз автостраховщиков (РСА). По мнению экспертов, это приведет к увеличению размера компенсационных выплат, а также сделает ремонт более качественным.

   
   

Региональные справочники

Страховые компании при определении ущерба от аварии действуют, опираясь на подготовленные электронные справочники. Эти каталоги состоят из трех крупных электронных разделов, где указываются цены на запчасти, материалы и нормо-часы. По этим данным можно быстро составить смету и направить ее в аккредитованную мастерскую, а автовладелец может проверить, насколько верно страховая компания оценила ущерб в результате ДТП. Однако базы данных не всегда верно учитывали рыночные реалии. Для 13 экономических регионов действовали различные каталоги, которые территориально объединяли несколько субъектов федерации. Таким образом, часто возникали расхождения между реальностью и ценами в справочниках.

По данным «Коммерсанта», фара на Nissan X-Trail 2019 года в Центральном регионе (включает Москву и Московскую область), по данным на 17 сентября, стоила 86,3 тыс. руб., в Центрально-Черноземном — уже 92,7 тыс. руб., в Северо-Западном — 80 тыс. руб., в Крымском — 90,5 тыс. руб., в Северо-Кавказском — 98,4 тыс. руб. Разница в ценах влияла на качество ремонта и нередко приводила к судебным спорам между клиентами, фирмами и страховыми компаниями.

Новые базы данных о запчастях

С сентября 2021 года вводится новая схема расчетов. Теперь у каждого региона будет свой электронный справочник, который будет учитывать многие факторы, влияющие на ценообразование и логистику. Анализ цен будет производиться исходя из информации не менее чем у пяти крупных поставщиков комплектующих и профильных интернет-магазинов. Причем новый порядок вносит требование актуализировать цены не раз в полгода, как было раньше, а через каждые три месяца. То есть ревизия стоимости запчастей должна производиться ежеквартально, а справочники будут меняться четыре раза в год. Актуализировать базы данных предписано Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Причем справочники должны оставаться в открытом доступе, чтобы заглянуть в них мог любой автомобилист.

Также уточняется и порядок выбора марок транспортных средств, для которых производится расчет цен в справочниках для каждого региона. Он будет осуществляться исходя из числа полисов ОСАГО по соответствующим транспортным средствам.

Неправильный ремонт

Новые правила исключают возможность использования бывших в употреблении запчастей. Сейчас эксперты страховых компаний могут при составлении направления в мастерскую предложить автовладельцу использовать бывшие в употреблении детали. К примеру, на машину по согласию собственника можно поставить кузовные элементы или рычаги подвески, уже отходившие свой срок на других транспортных средствах. Такие детали использовались «в исключительных случаях», когда ремонт затягивался из-за невозможности купить новую деталь от стороннего производителя по цене, предложенной в справочниках, или сроки поставки растягивались более чем на 45 дней.

В новом положении этот пункт исключен.

   
   

Помимо этого, новая методика уточняет порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели автомобиля и вводит обязательность инструментальной диагностики по дорогостоящим узлам и техническим агрегатам.

Страховщики будут пользоваться предложенными РСА расчетами стоимости окраски кузовных деталей автомобилей.

«Новая методика во многом переводит на нормативные рельсы те практики, которые были использованы РСА уже давно. Так, регламентируется проведение общественного обсуждения каждой новой версии справочников на сайте РСА и конкретизируются источники информации о стоимости, учитываются цены интернет-магазинов. РСА проводил и будет проводить исследование цен на запчасти в магазинах во всех 85 субъектах Российской Федерации», — заявил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

По оценкам РСА, все эти мероприятия должны уменьшить количество судебных споров из-за неправильного ремонта.