Климатическая установка современного автомобиля помимо печки имеет еще и кондиционер. Это дорогое и сложное устройство может работать исключительно при плюсовой температуре, отчего водители отключают его на три зимних месяца и стараются использовать только нагреватель. Правильно ли они поступают и что будет, если кондиционер все-таки активировать?
Откуда в кондиционере появляется мороз?
Система кондиционирования, действительно, сильно зависит от температуры окружающего воздуха. Работает она за счет перехода хладагента, то есть газа, из жидкого состояния в газообразное и обратно. При совершении этих циклов выделяется большое количество теплоты и холода. В качестве рабочего тела выступает газ фреон, который при нормальном атмосферном давлении кипит при −40 градусов. Однако если давление повысить, то он остается в сжиженном состоянии продолжительное время и может циркулировать по трубкам климатической установки даже в жару.
Как же он морозит воздух? Возьмем, к примеру, большое блюдо и впрыснем на него сжиженный фреон, которы мгновенно закипит со стремительным поглощением тепла. Система кондиционирования использует этот физический эффект. Однако если температура окружающего воздуха будет слишком низкой и достигнет критических для газообразования значений, фреон просто не сможет вскипать, отчего система перестанет действовать. Тогда кондиционер не сможет работать.
Из чего состоит кондиционер?
Система кондиционирования состоит из нескольких основных блоков:
- компрессора, который является главной частью устройства;
- конденсатора, то есть радиатора, охлаждающего разогретый фреон;
- терморегулирующего вентиля;
- испарителя, в котором жидкий хладагент превращается в пар с выделением холода;
- трубопроводов;
- вентилятора для охлаждения радиатора;
- датчиков давления и температуры.
Жидкое и газообразное состояние
Газ сжимается в конденсаторе, нагревается до высокой температуры и под давлением поступает в систему. При давлении температура его закипания поднимается, и жидкость находится в равновесном состоянии. С помощью конденсатора часть тепла снимается и выбрасывается через радиатор в атмосферу. Затем жидкость проходит через терморегулирующий клапан, который понижает давление и делает жидкость нестабильной. Температура ее кипения в этот момент составляет −9 градусов.
Жидкий фреон попадает в испаритель, давление еще больше снижается и начинается закипание жидкости с выделением газа и поглощением большого количества тепла. Фреон кипит в специальном радиаторе, который обдувается потоками теплого воздуха. Таким образом и осуществляется охлаждение кабины.
Далее газ попадает в компрессор, где вновь сжимается и превращается в жидкость.
Если же вместо теплого воздуха через испаритель будет проходить холодный с улицы, то фреон не сможет получить достаточное количество тепла и останется в жидком состоянии. В этом случае компрессор рискует выйти из строя.
Работа в морозы
Однако это не значит, что кондиционер не должен работать в морозы. Автомобильные кондиционеры имеют программную защиту, которая не позволяет компрессору включиться, пока температура воздуха внутри салона машины не достигнет плюсовых значений. Кроме того, обдув испарителя производится не забортным воздухом, а тем, что проходит через печку, благодаря чему удается избежать нарушения работы компрессора.
В общем, минут через 15 после запуска мотора температура в салоне машины повышается настолько, что кондиционер запускается автоматически, если на панели управления активирована клавиша A/C.
Зачем охлаждать салон машины зимой?
Кондиционер лучше держать всегда включенным, потому как вместе с фреоном в системе циркулирует масло, которое защищает ее изнутри. Если не давать устройству работать, то внутренняя механика начинает закисать и рассыхаться. Появляется ржавчина, прокладки трескаются, отчего возможны утечки хладагента и повреждения компрессора.
Кроме того, кондиционер зимой сушит воздух в кабине автомобиля. Если этого не делать, то возможны запотевания стекол из-за мокрой одежды или обуви. В общем, необходимо всегда держать кнопку A/C включенной, даже в морозы.