Процедура промывки форсунок начинает предлагаться в дилерских центрах уже при пробеге в 30 тыс. км. Как утверждается, причинами загрязнения являются плохой бензин, отложения в двигателе или загрязненность бензобака. Иногда предлагается провести процедуру просто для профилактики, чтобы автомобиль «стал как прежде». Причем эти рекомендации заносятся в сервисные книжки и в электронную отчетность по проведенным сервисным работам. Действительно ли такие процедуры необходимы для автомобиля?
Обычный инжектор
Если водитель приезжает на ремонт и жалуется на потерю приемистости, «вялый» разгон, перебои в работе мотора, то первое, что порекомендуют автослесари дилерского центра, — это сделать промывку инжектора. Процедура это недешевая, ее стоимость колеблется в районе 3-3,6 тыс. рублей за штуку. За эти деньги клиент получит ультразвуковую или проточную чистку форсунки инжектора. Обе операции предполагают демонтаж технического узла и его возвращение обратно. В целом процедура для всего мотора вместе с чисткой дросселя обходится в 12-15 тыс. рублей. Однако, если неисправность не пропадает, автослесари не вернут деньги, а попробуют починить что-нибудь другое.
К примеру, в перебоях работы мотора могут быть виновны высоковольтные провода или износившиеся свечи зажигания, а в потере динамики — «умирающий» топливный насос или банально засорившаяся сетка грубой очистки.
Дело в том, что перед тем, как попасть в форсунки, топливо проходит две стадии очистки. Фильтры отсекают грязь, так что забиваться распылителям нечем. Если же произошла встреча с некачественным топливом, то из-за одной заправки форсунки не засорятся.
На обычных инжекторных моторах форсунки стоят во впускном трубопроводе, поближе к впускным клапанам. Некачественное топливо, если и оставляет нагар, то в камерах сгорания, а не в системе подачи топлива.
Непосредственный впрыск
Риск повреждения форсунок некачественным бензином возникает на моторах с непосредственным впрыском.
При прямом впрыске высоконагруженных премиальных агрегатов форсунка ставится в головке блока цилиндров и подает топливо непосредственно в камеру сгорания с давлением свыше 200 бар. Поэтому распылитель при работе подвергается высоким температурам, и на него могут попадать отложения.
По данным Bosch, чистка форсунок в моторах с непосредственным впрыском действительно необходима, но в строго определенных случаях. Если диагностика показала нарушения в работе узла, то проведение операции допустимо на специальных стендах. Форсунку погружают в ультразвуковую ванну и подключают к стенду, который при очистке открывает и закрывает клапаны, то есть имитирует работу впрыска. Если после мойки форсунка не возвращается к первоначальным характеристикам, то ее меняют.
Между тем такие процедуры необходимо проводить только в крайних случаях, когда есть уверенность в том, что автомобиль получил повреждения из-за некачественного топлива. Если же машина всегда заправляется только на сетевых заправках и не испытывает никаких проблем с работой мотора, то проводить чистку форсунок бессмысленно. На новых машинах они не загрязняются беспричинно.
Более того, даже когда наблюдаются перебои в работе мотора, лучше найти реальную причину поломки, а не поддаваться уговорам автослесарей на проведение дорогой и зачастую бесполезной процедуры.