Автовладельцы голосуют за экологичность
Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные опроса автовладельцев. Самым популярным топливным брендом 96,1% его участников назвали «Роснефть». На 2 месте — «Лукойл», на 3-м — «Газпромнефть».
Кроме того, в ходе опроса изучалось восприятие нового топлива «Евро-6», которое производят НПЗ «Роснефти». Две трети (68%) автовладельцев положительно относятся к нему. Среди тех, кто регулярно заправляется премиум-топливом, доля настроенных позитивно выше — 73%, а среди тех, кто заправляется премиум-топливом на АЗС «Роснефти» — 75%.
Если будет возможность выбирать между привычным качеством бензина и более экологичным топливом при аналогичной стоимости, то автовладельцы скорее предпочтут второе (66%). А среди клиентов АЗС «Роснефти» доля таких составляет 72%.
Ужесточение экологических норм к топливу — общемировой тренд. Но пока что он дошёл до требований стандарта «Евро-5» — как в России, так и в Европе. Однако у нас уже достигнута новая высота в технологиях, а вот в Европе, по словам Александра Романова, вице-президента крупнейшей российской нефтяной компании по нефтепереработке, «такого высокоэкологичного бензина нет, европейцы пока не умеют его делать».
Как началось?
Пилотный проект по выпуску и продаже бензинов «Евро 6» стартовал в апреле на АЗС Башкирии. Это ATUM-95 производства «Башнефти» (входит в «Роснефть»).
Обычно топливо высокого качества начинает появляться на заправках, где есть транзитный иностранный транспорт, поясняет автоэксперт Игорь Моржаретто, вспоминая, что «Евро-5» тоже начало шествие по стране именно с них. «На трассе М1, трассе М10, новой трассе М11, где идёт поток автомобилей иностранных — и грузовых, и легковых — для многих перевозчиков из Европы будет важно наличие топлива «Евро-6», — говорит он.
Но при этом эксперт уверен, что и российские автомобилисты станут переходить на «Евро-6» — соответственно, обновится автопарк.
Уже в сентябре «Роснефть» начала выпускать бензины «Евро 6» и на другом своём НПЗ — Саратовском. Оттуда они поставляются в Краснодарский край, где реализуются сейчас более чем на 200 АЗС.
И двигатель, и природа скажут спасибо
Топливо «Евро-6» имеет улучшенные эксплуатационные и экологические характеристики, значительно превосходя по качеству предшественников. Компания разработала новую технологию производства и установила более жёсткие требования по ключевым показателям качества. В нём меньше серы — а значит, ниже коррозионная активность, меньше бензола и ароматических углеводородов — следовательно, ниже токсичность выхлопных газов.
До вывода на рынок проводились испытания на реальных работающих двигателях, которые «проехали» по 60 тыс. км. На основании их результатов можно сказать, что при использовании «Евро-6» отложений на впускных клапанах меньше на 12,5%, а в камере сгорания двигателя — на 12,7%, по сравнению с обычным топливом.
«Нужно понимать: если в новый автомобиль сразу заправлять это топливо, то двигатель прослужит дольше», — считает заместитель руководителя Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов.
И двигатель прослужит дольше, и вред окружающей среде уменьшится. В этом смысле показательно, что одним из первых регионов, где появились новые высокооктановые бензины, стал насыщенный курортами Краснодарский край. Там, по словам Дмитрия Клевцова, экологически чистое топливо более чем желательно.
«Старт продаж топлива «Евро-6» в Краснодарском крае — это прогрессивный шаг, — уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — «Евро-6» даёт экономичность, уменьшает коррозийную нагрузку и бережёт экологию».
«Задумайтесь: потребление только 20 тыс. тонн бензина «Евро-6» в месяц вместо стандартного бензина К5 позволит снизить выбросы до 20% (до 3,8 тыс. т/год), — говорит Александр Романов. — Существенно снижается токсичность отработанных газов — на 20% по объёмной доле угарного газа и углеводородов, а также до 4% оксидов азота. Чистый воздух — это главный приоритет. И «Евро-6» — это, действительно, прежде всего, про экологию».
Что дальше?
«Евро-6» выпускается только в России — даже в тех европейских странах, где особенно радеют за экологию, его пока нет. Однако...
«Если есть требования по двигателям «Евро-6», значит, появится и топливо, — считает вице-президент по нефтепереработке «Роснефти». — Просто мы сделали его первыми».
«Сделали первыми» — это во многом потому, что провели модернизацию НПЗ, вложив в неё 1,4 трлн руб. Сейчас «Роснефть» завершила строительство и модернизацию 22 основных установок и комплексов нефтепереработки и всю произведённую на них продукцию поставляет на внутренний рынок.
«Эти вещи показывают возросшие возможности российской нефтепереработки», — отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
«Благодаря масштабной реконструкции НПЗ и изменению технологии изготовления топлива, в том числе компонентного состава, мы сумели разработать такой алгоритм производства, который позволил нам не только существенно улучшить экологические характеристики бензина, но и сделать это без ущерба для себестоимости производства», — говорит Александр Романов.
Отсюда ещё одна приятная новость: цена «Евро 6» не отличается от цены бензина класса «Евро 5».
Вице-президент «Роснефти» поясняет, что следующим шагом будет поставка нового топлива в крупные города нашей страны. «И, как говорится, «далее везде», — добавляет он.
Комментарий
Член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России и развитию ТЭК Рустам Танкаев:
— Переход к более чистым топливам и более высоким экологическим стандартам — нормальный путь развития. Мы все прекрасно знаем, насколько возросло у нас количество автомобилей в городах, насколько тяжёлая в них атмосфера. Понятно, почему переход на топливо «Евро 6» начался именно в Башкирии. Башкирские нефтеперерабатывающие заводы, которые принадлежат «Роснефти», по своему технологическому уровню очень продвинуты. И поскольку реконструкция продолжается, следует ожидать, что они выйдут и на более высокий уровень. Для этих заводов производство бензинов уровня «Евро-6» вполне естественно и технологически возможно. То же самое можно сказать и о Саратовском НПЗ, на котором производится сейчас топливо «Евро-6», распространяемое в Краснодарском крае. Думаю, этот опыт будет изучен и начнёт распространяться на другие регионы, прежде всего на мегаполисы.
Топливо «Евро-6» — это лучший бензин на европейском континенте. По своим характеристикам он лучше топлива, которое выпускается в Германии или в Швеции — тех странах, где очень сильно развита забота об экологии. Это свидетельствует о высоком уровне технологического развития нашей страны.