Неудобные башмаки. Почему нельзя ставить на автомобиль нештатные колеса

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с процессом проектирования автомобилей. Еще на стадии дизайнерских рисунков колеса рассматриваются как часть образа машины. Диск выступает модулем, который применяется для выведения пропорций кузова. А на стадии инженерных расчетов диаметр, вес и пятно контакта колеса учитываются при настройках подвески и при выборе пружин и амортизаторов. Поэтому неудивительно, что шинники принимают участие в доводке и испытаниях машин. 

   
   

Более того, для спортивных моделей того или иного бренда изготавливают специализированные покрышки, обладающие комплексом уникальных качеств. Такой порядок применяется в Mercedes AMG, BMW M, Porsche, а также в японском подразделении Nissan NISMO. 

Обычные гражданские модели имеют несколько размерностей колес, допущенных к эксплуатации. На них проводят испытания и сертификацию. От подобранных колес зависит работа подвески и даже трансмиссии. Поэтому неудивительно, что выбор шин в автомобильных магазинах производится по VIN-коду. И производители запрещают ставить на автомобили «левые» колеса. 

Мягче едет, но не далеко 

Между тем некоторые автомобилисты умудряются водрузить на своих четырехколесных кобылок нештатные диски. Самая распространенная цель — это желание убрать жесткость подвески на некоторых совсем уж зубодробильных легковушках. К примеру, если вместо 195/65 R15 взять нештатный размер 185/70 R14, то колесо в сборе уложится в утвержденный производителем диаметр, то есть в 660-670 мм. А значит, скорость вращения колеса будет в точности укладываться в разрешенные значения. А увеличившийся профиль покрышки позволит снизить ударные нагрузки на неровностях дороги.

Но можно ли на нем безопасно ездить? Конечно нет. Высокий профиль будет хуже держать машину в поворотах, сократившееся пятно контакта колеса с поверхностью дороги снижает эффективность тормозов. Если ударить по педали, автомобиль на высоких и узких колесах не сможет так же быстро остановиться, как на штатной резине. 

Во имя спорта 

А вот ценители спортивного тюнинга практикуют другой способ замены. Они стараются вставить в автомобиль диски повышенного радиуса и натянуть на них тоненькие шины. Это допустимо, если новый радиус утвержден производителем. К примеру, на некоторые модели допустимо вместо 15-дюймовых колес ставить 16-дюймовые. Но в этом случае высота профиля резины сократится, чтобы вписаться в разрешенный диаметр. 

«Есть золотое правило — чем больше диск, тем меньше высота резины. Например, для колеса R16 допускается резина шириной 205 и высотой 60, — рассказывает технический эксперт Константин Третякевич. — Если установить на эту же машину колёса R17, то высота резины должна быть уже 50. И наоборот, при установке диска R15, высота покрышки должна быть 65-70. Обычно для каждой модели взаимозаменяемость шин и дисков можно узнать в онлайн-справочниках. Главное знать штатный размер, который указан в инструкции к автомобилю».

   
   

Великоваты башмаки 

Но усердствовать не стоит. Нередко в погоне за «эффективностью» автомобилисты ставят диски аж на два или три дюйма больше, для чего вырезают в крыльях расширенные арки. Это уже за пределами разрешенных значений и здесь каждый действует на свой страх и риск. Что может случиться с автомобилем? 

С увеличением диаметра вырастает и плечи силы, препятствующее повороту ведущего вала, из-за чего трансмиссия испытывает ненормативные нагрузки. Автомобиль теряет в приемистости. Приходится больше давить на газ и возрастающий момент медленно рушит шестерни и валы, снижая срок службы шестерней. 

Врет электроника 

Но главное не в этом. При откровенно больших колесах начинают врать приборы автомобиля. Спидометр занижает скорость машины примерно на 10%, если на автомобиль установлены диски на два дюйма больше разрешенных. Дело в том, что считает он обороты вала. А при увеличенном колесе машина проходит гораздо больший путь при тех же оборотах вала. 

Самым же опасным является то, что сходит с ума штатная электроника. АБС, а также система курсовой устойчивости, стабилизации и распределения тормозных усилий считывают по вращению вала одну скорость, а в реальности она оказывается гораздо выше. Это приводит к некорректной работе электронных помощников и к негативным последствиям. 

Но самое неприятное для электроники, если на разных осях стоят колеса разной размерности. Тогда блок управления вконец запутается и отключит электронные системы. На приборной панели зажжется красный чек ABS, ESP и тд. Поездки без электроники на автомобилях, не умеющих без нее жизнь, чревато неприятностями. 

В общем, при экспериментах с колесами лучше выбирать только те размерности, что рекомендованы производителями. А узнать их можно из инструкции или посмотреть на металлической табличке, прикрепленной к кузову.