Неожиданная «капиталка». Как убить мотор неправильной заменой свечей?

Раньше каждый автомобилист мог самостоятельно обслужить свое транспортное средство. Станций технического обслуживания было немного, и такие несложные операции, как замена фильтров и свечей, не представляли труда. Однако сейчас техника усложнилась, и производители рекомендуют допускать до технического обслуживания только подготовленных мастеров. Что же будет, если за дело возьмется дилетант? Журнал «За рулем» назвал несколько наиболее типичных ошибок водителей при замене свечей, которые способны обернуться капитальным ремонтом для двигателя.

   
   

Долгий путь без замены

Средний срок службы свечей зажигания составляет 30 тыс. км. Однако хорошие свечи могут проработать вдвое дольше. Между тем сильно тянуть с заменой не стоит. Увеличивающийся искровой зазор вызывает рост пробивного напряжения. Это перегружает изоляцию вторичной обмотки катушки и может привести к пробою. В итоге свеча перестает работать, и в цилиндре может исчезнуть зажигание, вследствие чего двигатель начинает троить и трястись. Долго так ездить нельзя из-за опасности выхода из строя каталитического нейтрализатора.

Нельзя менять свечи «на горячую»

Головки блоков цилиндров, как правило, алюминиевые, а свечи имеют стальной корпус. Алюминий при нагревании расширяется сильнее стали, из-за чего крепко обхватывает основание свечей и предотвращает снижение компрессии. Если не ждать его охлаждения, то выкрутить свечи трудно. При большом усердии есть риск повредить резьбу в головке, что потребует сложного ремонта или даже полной замены детали. В общем, для смены свечей мотор должен остыть как минимум до 40–50 градусов.

Попадание грязи в мотор

У старых моторов с двумя клапанами на цилиндр свечи устанавливаются в небольших углублениях. У 16-клапанных моторов углубления больше, и в этих колодцах скапливаются пыль и песок, а также есть подтеки масла из-под клапанной крышки. Если свечи быстро вытащить, то мусор из колодцев попадет внутрь цилиндра. Если он останется внутри, то проблем не избежать. При запуске пыль работает как абразив и начинает царапать стенки камеры сгорания. Велик шанс задрать двигатель.

Поэтому перед сменой свечей необходимо вычистить колодцы. После снятия колпачков со старых свечей важно промыть углубления очистителем карбюратора или другим обезжиривающим составом. Затем надо продуть эти полости сжатым воздухом из компрессора. Но лучше взять мощный пылесос и подставить шланг к свече.

Если мусор все-таки оказался внутри, то достать его можно тоже с помощью пылесоса с тонким резиновым шлангом, который необходимо просунуть внутрь камеры сгорания.

Повредить новую свечу

Свеча — очень хрупкая деталь, и даже небольшой удар может привести к образованию микротрещин на ее поверхности. Поэтому устанавливать их необходимо аккуратно. Даже обычная проверка с помощью щупа иногда приводит к повреждению электрода, возникновению напряжений в изоляторе и, как следствие, постепенному образованию трещин. При долгой работе в условиях больших температур от изолятора может отколоться микроскопический керамический осколок, который рискует оставить на стенках цилиндра царапины. В особенности это опасно для безгильзовых моторов с напылением алюсила (термостойкого покрытия).

   
   

По этой же причине свечи в колодцы надо вводить аккуратно с помощью специального свечного ключа с резиновым держателем либо с магнитом. Если свеча упадет на дно цилиндра, она может погнуть боковой электрод или побить изолятор.

Закручивать аккуратно

Закручивать свечу нужно с требуемым усилием примерно в 20 Нм. Для этого применяется динамометрический ключ. Недостаточная затяжка приведет к прорыву газов сквозь уплотнение, компрессия мотора снизится, резьба заполнится нагаром и закиснет внутри колодца.

Свечку можно легко перетянуть и деформировать. Тогда нарушается герметичность керамического изолятора в корпусе и идет прорыв газов внутри свечи, что впоследствии приводит к ее разрушению.

Неправильной затяжкой свечей можно не только сорвать резьбу, но и поломать головку блока. Некоторые нежные алюминиевые головки могут треснуть из-за слишком высокого давления, создаваемого ключом.