На рынке шин для легковых автомобилей наблюдается повышение цен и ажиотаж. Они возникли на фоне традиционного всплеска спроса в весенний период и заявлений нескольких иностранных производителей о приостановке работы в России. В итоге возникла нехватка некоторых популярных типоразмеров шин, пишет «Коммерсант».
Есть ли дефицит на рынке шин?
Традиционно спрос на шины начинает расти в середине марта, когда автовладельцы начинают «переобуваться» в летнюю резину. Однако в 2022 году ажиотаж начался раньше. Одна из причин — заявление нескольких крупных производителей о приостановке деятельности в РФ.
По данным ЦРПТ (оператор системы маркировки «Честный знак»), в первые две недели марта российские автомобилисты приобрели 1,2 млн шин на 8,5 млрд руб. За тот же период февраля было куплено 0,4 млн покрышек.
Однако в ЦРПТ заявляют, что дефицита шин на российском рынке нет. Ожидается, что ажиотажный спрос завершится в мае.
Склады продолжают пополняться продукцией производителей, которые не приостановили деятельность в России. Кроме того, клиенты активно приобретают б/у шины в хорошем состоянии.
На сколько выросли цены?
Покрышки обычно дорожают в марте-апреле и в сентябре-октябре. С начала 2022 года розничные цены на летнюю резину увеличились на 15-20%. Рост по сравнению с 2021 годом составил 36%.
Каких шин не хватает на рынке?
По данным «Коммерсанта», в специализированных онлайн-магазинах резко снизился ассортимент зарубежных моделей шин. Как правило, продают только то, что успели завезти до приостановки компаниями работы в РФ.
Также издание сообщало о сложностях с поиском в Москве резины 275-й высоты. При этом источник издания говорит, что наибольшей популярностью пользуются размеры 16-16 и проблем с покупкой этих типоразмеров нет.
Также «Коммерсант» пишет, что дефицит определенных популярных моделей и типоразмеров шин был и в 2021 году. Он возник из-за проблем с логистикой и приостановок некоторых производств в связи с пандемией.
Какие производители шин приостановили работу в РФ, а какие — нет?
Иностранные производители шин официально не заявляли об уходе с российского рынка. Однако компании Bridgestone, Continental, Michelin и Yokohama объявили о приостановке работы заводов в РФ и прекращении поставок продукции.
В России продолжают работать заводы Nokian Tyres и Pirelli, а также предприятия местных производителей Kama Tyres, Cordiant и Nortec.
На сколько хватит шин?
По данным системы маркировки «Честный знак», запас шин для легковушек к началу апреля составлял 61 млн штук. На складах и в точках продаж было представлено 26,5 млн летней резины, почти 14 млн — зимней шипованной, 11,5 млн — зимней нешипованной и почти 9 млн — всесезонной. При этом на некоторых заводах продолжается выпуск покрышек.
В ЦРПТ отмечают, что в последние годы объем рынка легковых шин составлял около 30 млн штук. При этом в период пандемии этот уровень был ниже. Таким образом, нынешних складских запасов резины, без учета их пополнения и при сохранении спроса на уровне последних лет, хватит примерно на два года.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/5295079?tg
https://www.kommersant.ru/doc/5269577