Возмещение по ОСАГО сейчас производится в основном с помощью ремонта машины в мастерских, внесенных в список страховой компании. Нередко они пользуются неофициальными запчастями, производители которых не одобрялись производителем. Таким образом, есть риск, что установленная нештатная деталь может привести к поломке. В некоторых случаях гарантия на такие детали уже не распространяется, что возмущает автовладельцев. О том, как действует система ремонта гарантийных машин, рассказывает член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина.
Гарантия больше двух лет
В недавно вышедшем Обзоре практики Верховного суда было сформулировано правило, согласно которому страховщики в случае возмещения ущерба по ОСАГО и КАСКО через ремонт обязаны направлять гарантийные автомобили исключительно в авторизованные станции технического обслуживания. В данном случае суд защитил права автолюбителей на ремонт в официальной автомастерской, находящейся под контролем дилера.
Раньше в закон об ОСАГО вносились поправки, регламентирующие выбор мастерских в зависимости от срока службы автомобиля. Теперь необходимо гарантийные автомобили направлять на ремонт после ДТП исключительно к официальным дилерам.
Но эта программа действует только два года после покупки машины, несмотря на то, что гарантийный срок может быть и больше двух лет.
Ограничение действия данной программы сроком в два года, лишает автовладельцев, чьи автомобили еще находятся на гарантии, получения качественного ремонта, что может повлечь за собой необоснованные претензии от автовладельцев именно к страховой компании. Поэтому на ремонт, конечно, рациональнее направлять к официальным дилерам в течение всего срока гарантии на автомобиль.
Верховный суд подтвердил право автомобилистов получать ремонт гарантийных машин у официальных дилеров. Документ имеет практическое значение, так как обслуживание и установка оригинальных запчастей сохраняет гарантию на новый автомобиль, что не может не отвечать интересам потребителей. Кроме того, максимально допустимый срок ремонта продлевается с 30 до 45 рабочих дней.
Мастерскую будет выбирать клиент
Однако у такого решения есть «подводные камни». Средняя стоимость автозапчастей не отражает цены на комплектующие по факту. И страховые из-за этого могут лишиться сотрудничества с официальными дилерами, использующими в своей деятельности новые и сертифицированные запасные части, так как дилерам это может быть невыгодно. Следовательно, новая система требует ряда доработок, таких, как согласование цен с дилерами.
Теперь станцию технического обслуживания (СТО) будет выбирать клиент, но из списка партнеров страховой компании с правом отказаться и выбрать другое место обслуживания. Для этого клиенту нужно будет подать заявление в страховую, указав наименование СТО, и дождаться ответа. За страховой закреплено право отказа в таком запросе. Страховая компания будет давать гарантию сроком 6 месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев.
Вместе с тем нельзя забывать о том, что требование направлять автомобиль исключительно к официалам повлечет за собой увеличение и без того продолжительного срока ожидания ремонта, так как количество авторизованных станций строго ограничено, а поток поврежденных машин нисколько не уменьшается.
Вполне возможно, что данная программа снизит убыточность ОСАГО, связанную со злоупотреблениями потерпевших автовладельцев. И ремонт у официального дилера поможет снизить риск махинаций автовладельцев в рамках ОСАГО.