Карта без разводов. Почему машины все ещё должны проходить техосмотр

Александр Кряжев / РИА Новости

Вступающие в действие 22 августа поправки в закон об ОСАГО многие автовладельцы поторопились назвать амнистией, ведь теперь при оформлении полиса «автогражданки» не нужно предъявлять действующую диагностическую карту на машину.

   
   

Но игнорировать требования правил дорожного движения по меньшей мере опрометчиво: обязанности владельца транспортного средства проходить государственный технический осмотр никто не отменял, и к тому же с марта следующего года штрафы за передвижение без ДК вырастут в несколько раз. А главное — при неблагоприятном стечении обстоятельств за выезд на дорогу на неисправном автомобиле расплачиваться, возможно, придется не только деньгами... 

Ответственность автовладельцев сохраняется

По сути, вступающие в силу поправки по «отвязке» ОСАГО от гостехосмотра лишь узаконивают сложившуюся в последний год практику. С весны 2020-го власти позволили автомобилистам перенести прохождение ГТО из-за вызванных пандемией масштабных карантинных ограничений, а в этом году предоставили «отсрочку» уже из-за неготовности значительной части пунктов проведения техосмотра работать по новым правилам — с обязательной фотофиксацией машины на въезде и выезде, использованием усиленной квалифицированной электронной подписи эксперта.

Страховые компании в целом поддерживают внесение поправок в закон об ОСАГО. «Это, безусловно, положительное решение как для страховщиков, так и для автомобилистов. Страховое сообщество давно поднимало вопрос об отвязке ДК от ОСАГО, ведь абсолютно логично контроль за исполнением норм законодательства об обязательном прохождении технического осмотра возложить на соответствующую структуру, которой, на наш взгляд, должно быть МВД, — считает руководитель направления департамента методологии и автоматизации „Росгосстраха“ Михаил Борисов. — Задача страховщика — обеспечить клиента финансовой защитой, а не заниматься таким непрофильным делом, как контроль прохождения ГТО».

Для автомобилистов же мало что меняется. Как и ранее, именно владельцы транспортных средств несут ответственность за то, чтобы все необходимые процедуры обслуживания и проверки автомобиля были сделаны квалифицированными специалистами по регламенту обслуживания, утвержденному производителем, а автомобиль прошел процедуру государственного техосмотра. Сейчас обсуждаются различные предложения по реформированию системы ГТО, но своевременное прохождение техосмотра остается требованием действующего законодательства. Напомним, что владельцы автомобилей возрастом от 4 до 10 лет обязаны проходить техосмотр один раз в два года. Машины старше десяти лет должны проходить процедуру техосмотра ежегодно. И за игнорирование этого требования предусмотрен штраф — пока в размере от 500 до 800 рублей, а со следующего марта уже 2000 рублей. Кроме того, формально у страховых компаний есть право предъявления регрессного требования, если автовладелец не исполнил свою обязанность пройти ГТО и стал виновником дорожно-транспортного происшествия, напоминает Михаил Борисов.

Техосмотр никто не отменял

Эксперты предупреждают: «отвязка» ОСАГО от техосмотра не повод отказываться он него, как и, например, истечение срока официальной гарантии на машину не должно становиться причиной отказа от регулярного ее техобслуживания по регламенту, установленному производителем. Если обращаться на сервис только при появлении «характерного хруста» или подтеков жидкостей под автомобилем, вероятность столкнуться с проблемой в пути только возрастает. И хорошо, если эта проблема будет только со своей машиной, а владелец не окажется виновным в дорожно-транспортном происшествии и вынужден будет задействовать защиту своей гражданской ответственности по той же самой «автогражданке». Да и, кстати, штрафы за эксплуатацию машины с заведомо неисправными механизмами никто не отменял, как и запрет на эксплуатацию до устранения причин.

«Конечно, у людей есть страх перед автоинспекторами, штрафами и регрессом от страховой, но не все и всегда измеряется деньгами. Надо помнить, что водитель, как лицо, наделенное правом управлять средством повышенной опасности, отвечает не только за себя и своих пассажиров, но и за окружающих, которым он своими действиями или бездействием может нанести урон. И все мы знаем, какими страшными порой бывают последствия ДТП, — напоминает директор департамента развития бизнеса „Росгосстраха“ Светлана Бери. — Поэтому забота о машине — это если не полная гарантия от поломок и аварий, то уж точно важный взнос в обеспечение безопасности себя и окружающих». 

   
   

Опросы, которые проводят страховщики среди своих клиентов, показывают, что сознательных автомобилистов, которые готовы проходить техосмотр не ради галочки или «левой» диагностической карты, довольно много. Но значительная часть из них сталкивались с банальным «разводом» — либо на фиктивный техосмотр, либо на ненужный ремонт.

«Я думаю, что каждый сознательный водитель хочет быть уверенным в надежности своей машины и в том, что она удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются во время техосмотра. И, конечно, каждый нормальный человек хочет, чтобы поездка на сервис для обслуживания обернулась только необходимыми расходами, а не счётом на трех листах с круглой суммой за непонятные манипуляции. Именно для таких автовладельцев мы создали сервисный продукт „Диагностическая карта“ на нашей новой цифровой платформе „Мой Сервис Авто“, — говорит Светлана Бери. — Этот продукт, кстати, стоит гораздо меньше штрафа, который придется заплатить за эксплуатацию машины с неисправностями или за отсутствие действующей ДК».

В рамках услуги «Диагностическая карта» пользователи платформы и мобильного приложения «Мой Сервис Авто» могут получить детальные консультации о требованиях по прохождению государственного технического осмотра и записаться на прохождение ГТО на удобной для себя станции — проверенной и хорошо зарекомендовавшей себя у клиентов «Росгосстраха». Недавно география предоставления услуги была расширена за счет включения в программу 28 пунктов «Экосмотр» в 14 регионах нашей страны с общей пропускной способностью более 1000 автомобилей в день. В случае же выявления в ходе ГТО или перед ним каких-либо недостатков, консультанты «Мой Сервис Авто» помогут оформить услугу «Выездной автомеханик», это позволяет с помощью опытного мастера устранить многие проблемы с машиной на месте.

Оперативное решение проблем

«Мой Сервис Авто» — это вторая из запущенных цифровых платформ для организации и оказания сервисных услуг как действующим клиентам компании с полисами «Помощь на дороге» и «Каско Профессионал», так и тем, у кого нет страхового полиса или в его покрытие не входят нужные человеку услуги. На платформе уже представлен широкий перечень услуг: подбор станции для ремонта и техобслуживания, эвакуация машины после поломки или ДТП, юридические консультации для автовладельца, техническая помощь, консультация автомобильного эксперта и вызов выездного автомеханика.

Круглосуточно посетителей и клиентов платформы «Мой Сервис Авто» поддерживает профессиональный телеавтоконсультант, который поможет оперативно установить проблему, оценит её критичность для использования автомобиля и при желании клиента организует ремонт в сервисных центрах-партнерах.

При необходимости консультанты «Мой Сервис Авто» помогут пользователям цифровой платформы купить или продать автомобиль. Причем, в отличие от других сервисов купли-продажи, на этой цифровой платформе нет каталога машин. Клиенту не придётся самостоятельно перебирать варианты, связываться с владельцами, проверять машину: была ли она «битая», не находится ли в угоне или залоге. Главное, что от него требуется, — сформулировать свои пожелания по автомобилю, его стоимости и необходимости привлекать кредитные средства. Дальше квалифицированные специалисты, используя огромную партнёрскую базу, подберут машину, найдут покупателя на старую, рассчитают несколько вариантов кредитования. После того, как клиент остановит свой выбор на том или ином автомобиле, юристы будут сопровождать сделку.

«При разработке этой платформы мы учитывали, что владелец машины не должен разбираться в ее особенностях и знать, когда и какую профилактику или осмотр надо проводить. Мы думали о конкретных автовладельцах, понимая, что сегодня, чтобы купить или продать машину, надо одновременно разбираться в автомобилях, финансах, юриспруденции, да ещё и обладать большим количеством времени, чтобы отвечать на звонки, выезжать на просмотры. Для того, чтобы сократить путь от появления потребности или проблемы до ее решения, есть высококвалифицированные автоконсультанты, а также отношения с более чем 3,5 тыс. проверенных партнёров из автобизнеса, список которых постоянно расширяется, — говорит Светлана Бери. — Это как со здоровьем: важно вовремя довериться настоящему профессионалу, который не упустит проблему и не запросит лишнего».