С 1 мая в России начали действовать скорректированные параметры демпферного механизма на топливо, что позволит удержать динамику цен на бензин в пределах инфляции.
По словам замминистра финансов Алексея Сазанова, официальное утверждение законопроекта произойдет позже, однако механизм будет применяться уже с 1 мая.
Ранее глава Минэнерго Александр Новак сообщал, что параметры расчета цены бензина пришлось изменить из-за колебаний цен на нефть на мировых рынках. «Мы видим, что механизм в текущих макроэкономических условиях при текущем курсе и при повышении цен на нефть на мировых рынках частично потребовал корректировки. В правительстве был проработан этот вопрос», — рассказывал он.
Что такое демпферный механизм?
Демпферный механизм необходим для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. Он работает следующим образом: при высоких экспортных ценах на нефть нефтеперерабатывающие заводы получают от государства компенсацию в виде отрицательного акциза, чтобы они не повышали цены на территории России. Если же цены значительно снижаются, заводам требуется заплатить в бюджет.
Как изменится демпферный механизм на топливо?
Корректировка демпферного механизма необходима для соотношения курса рубля и растущих цен на нефть. Так, индикативную цену бензина в формуле с 1 мая снизили на четыре тысячи рублей по сравнению с действующей ставкой. А с 1 января по 31 декабря 2022 года ее понизят на 2,7 тысячи рублей.
Ожидается, что с 1 января 2023 года будет проводиться индексация индикативной цены бензина на три процента. А ежегодную индексацию базовых цен для расчета демпфера по дизельному топливу снизят с пяти до трех процентов.
В Минфине и Минэнерго уверены, что в результате данных изменений объем компенсационных выплат нефтеперерабатывающим заводам вырастет, а значит, они смогут устанавливать отпускные цены, обеспечивающие достаточную маржинальность розничного сегмента при сохранении цен на АЗС в пределах инфляции.