Древний ритуал. Почему перед поездкой необходимо пинать колеса?

Водители грузовиков или старых легковых автомобилей нередко прибегают к простой операции. Перед поездкой они обходят машину по кругу и внимательно осматривают ее со всех сторон. Особое внимание обращается на колеса. Они пинают их носком башмака, прислушиваются к звукам и ощущениям и идут дальше. Только после этого ритуала хороший шофер садится в кабину и трогается с места. Есть ли в обряде какой-то смысл?

   
   

В соответствии с пунктом 2.3.1. Правил дорожного движения (ПДД), водитель «перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации».

Он должен провести осмотр технических систем и удостовериться в их работоспособности. Осмотр автомобиля обычно проводится по кругу по часовой стрелке. Сначала водитель смотрит на приборную панель, оценивает работу мотора, прислушивается к звукам из-под капота, оценивает работу газораспределительного механизма, клапанов и прочих узлов. Если есть инородные постукивания и позвякивания, можно заглянуть под капот и выяснить их природу. Далее проверяется руль. Если пошатать его из стороны в сторону, то в рулевой рейке не должно быть никаких зазоров и люфтов.

Потом шофер выходит из кабины и внимательно осматривает кузов и комплектность съемных деталей. На рабочих местах должны находиться щетки стеклоочистителя, наружные зеркала и т. п. При этом резиновые детали не должны быть порваны, а хрупкие элементы — разбиты. Важно обратить внимание на целостность стекол кузова, а также рассеивателей фар и фонарей. Неплохо будет заглянуть под днище и посмотреть, нет ли под транспортным средством подтеков рабочих жидкостей и масла. А заодно надо обратить внимание на шины.

Определение работоспособности

Сейчас на легковые автомобили устанавливаются очень качественные шины с широким пятном контакта и с твердыми боковинами, отличающиеся от аналогов двадцатилетней давности небольшой высотой профиля. Они более устойчивы в поворотах и выдерживают высокие боковые нагрузки. При незначительном падении давления они почти не меняют форму и дают малую осадку, отчего управляемость машины почти не страдает. А это значит, что при нарушении их герметичности и постепенном стравливании воздуха трудно визуально определить их работоспособность. Для определения работоспособности водители и стучат по шинам ногами.

По жесткости боковины и по звуку, издаваемому при ударе, можно понять, какое колесо требует подкачки. Если давление меньше полутора атмосфер, то удар становится глухим, а покрышка плохо пружинит.

Лучше всего ударами опознается разница давлений между четырьмя колесами. Если все шины звенят одинаково, то можно ехать. Но, когда хоть одна покрышка издает глухой отлик при ударе, стоит уделить ей больше внимания и достать манометр для более точного определения давления. По нормативам разница давления в шинах может колебаться в пределах 0,2-0,3 атм, но не выше. При проколе от гвоздя за ночь давление падает примерно на 0,5 атм и больше, что чревато неприятностями.

   
   

Проблемы в пути

Если отправиться в путь на ненакачанном колесе, может произойти ряд неприятностей. Не каждый автомобиль оборудован датчиками давления воздуха в шинах, отчего водитель может проехать на поврежденной шине продолжительное время, до тех пор пока колесо не стравит еще половину атмосферы, давление упадет до 1,0 атм и машину потянет в сторону. Однако характеристики подвесок современных машин настолько хороши, что еле заметный увод становится очевиден не для всех водителей. Они принимают его за действие естественного уклона дороги и продолжают движение. В этом случае шина долгое время испытывает повышенные нагрузки, возрастают потребление топлива и износ протектора. Резина истирается по краям пятна контакта.

В какой-то момент спущенная покрышка начнет стучать и издавать вой. В этом случае спасти ее уже трудно. В резине повреждается обмотка колеса, рвутся его нити, что приводит к образованию грыж.

Поэтому визуально-контактный осмотр автомобиля, производимый перед каждой поездкой, способен избавить от многих проблем, которые подстерегают в пути. Особенно это актуально для машин без датчиков давления в шинах.