Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает ввести новый вариант возмещения по ОСАГО. Благодаря этому система компенсации станет трехуровневой. Об этом сообщил президент РСА Евгений Уфимцев во время круглого стола в Совете Федерации, посвященного проблемам и перспективам обязательного страхования, пишут «Известия».
Какие сейчас есть варианты возмещения по ОСАГО?
Уфимцев напомнил, что действующий закон предусматривает двухуровневую конструкцию: страховая компания направляет пострадавшее транспортное средство на ремонт на станцию технического обслуживания (СТО), с которой у нее заключен договор, а при отсутствии такой станции выплачивает возмещение деньгами.
Поправки 2017 году установили приоритет натурального возмещения по ОСАГО (т. е. направление на ремонт) перед денежной выплатой. Также были определены требования к СТО, на которые страховщик может направлять поврежденные транспортные средства, и к ремонту:
- СТО должны быть включены в реестр страховщика;
- автосервис должен находиться не дальше 50 км от места ДТП или от места жительства потерпевшего. В исключительных случаях страховщик может организовать и оплатить транспортировку автомобиля до места ремонта;
- запрещено использовать бывшие в употреблении или восстановленные детали;
- в отличие от денежного возмещения, выплату в этом случае рассчитывают без учета износа автомобиля и деталей.
Какой третий вариант возмещения по ОСАГО может появиться?
В РСА предлагают дать возможность автомобилистам самостоятельно искать сервис для ремонта автомобиля после ДТП. Предполагается, что страховые компании смогут таким образом выйти из ситуации, когда у них нет отвечающей требованиям СТО или все станции отказываются заключать договор. В этом случае потерпевший сможет предложить страховщику свой сервис.
На каких условиях можно будет отремонтировать автомобиль в своем сервисе?
Как сообщили в пресс-службе РСА, условия будут следующими:
- СТО должна подтвердить согласие на ремонт в рамках Единой методики восстановительного ремонта и ценовым справочникам к ней;
- Страховая компания гарантирует оплату счета техцентру в размере, определенном по Единой методике;
- Ремонт оплачивается без учета износа деталей и запчастей.
Источники «Известий» в автосфере предполагают, что отличие новой схемы от действующего варианта с направлением на ремонт заключается в том, что страховая компания не будет нести ответственность ни за качество ремонта, ни за его сроки. В случае каких-то вопросов или споров владелец авто не сможет предъявить страховщику претензию, так как сам договаривался с автосервисом о ремонте.
Но при этом у автомобилистов появляется возможность выбрать СТО самостоятельно. Он сможет починить машину в автосервисе, которому доверяет, или в котором, возможно, работают его друзья или знакомые. Но, как отвечают эксперты, остается неясным, кто будет платить за перевозку машины в СТО, если найденный владельцем автосервис находится дальше 50 км.
Зачем хотят ввести новый вариант возмещения по ОСАГО?
В последние годы объем ремонта по ОСАГО сильно снизился. По статистике РСА, за девять месяцев 2023 года доля такого вида возмещения составила всего 6%. Страховщики вынуждены отказываться от выплат в натуральной форме в пользу денежных из-за жестких сроков ремонта, а также в связи с увеличением сроков поставок запчастей из-за действующих санкций.
Евгений Уфимцев надеется, что возможность проведения работ по страховке в знакомом автосервисе позволит увеличить объемы ремонта по ОСАГО.
Когда могут ввести нововведение?
По информации пресс-службы РСА, трехуровневая система компенсации по ОСАГО находится на стадии идеи. Ее введение планируют обсуждать на площадках Центробанка, Минфина и Госдумы. При наличии поддержки будут разработаны поправки в законодательство.
Источник: