Видимо озабоченный тем, что часть водителей скрывается от ответственности, пряча автономера или их часть, премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил встроить в регистрационные знаки микрочип. Распоряжение «подготовить предложения по обязательному использованию в автомобильных номерах микрочипов с технологией радиочастотной идентификации (RFID)» было отдано четырём министерствам: внутренних дел, связи, промышленной торговли и финансов.
Суть технологии
RFID (Radio Frequency Identification — радиочастотная идентификация) — способ автоматической идентификации объектов, при котором с помощью радиосигналов считываются данные, хранящиеся в RFID-метках. Система состоит из источника, излучающего сигналы, и считывающего устройства. Радиус действия зависит от настроек и бывает ближним (до 0,2 м), средним (до 5 м) и дальним (до 100 м). Идентификация практически не имеет погрешностей, а размеры радиометок составляют 0,09–0,18 микрон и могут быть встроены в любой материал. Самыми популярными примерами использования радиометок в России являются билеты на общественный транспорт крупных городов.
С технической точки зрения, применение радиочастотных меток в автономерах позволит опознать автомобиль с расстояния до 100 м при любом состоянии номерных знаков и, следовательно, получить всю информацию о транспортном средстве. Подобное распознавание не зависит от погодных условий, освещённости и прочих факторов визуального восприятия.
Финансовая составляющая
Всплеск использования радиометок в мире пришёлся на середину 2000-х. Именно тогда появились их стандарты, и технологии стали внедряться в различные пропускные и платёжные системы. В России этот процесс идёт медленнее, и по оценке специалистов Минпромторга, российский рынок RFID-систем находится в процессе становления, так что предложение в этом сегменте существенно превышает спрос, соответственно, он имеет большой потенциал для роста.
Читайте также | |
---|---|
В стране существуют несколько независимых производителей RFID-систем, которые все поддерживаются ГК «Роснано». Первым среди них было совместное российско-итальянское предприятие Galileo Vacuum Systems spa, позже Научно-исследовательский институт молекулярной электроники (НИИМЭ) и завод «Микрон». Также по инициативе ОАО «Авангард» (НИТИ-18) в Санкт-Петербурге создаётся серийное производство приборов и систем радиочастотной идентификации, выпуск которых должен начаться в ближайшее время.
Помимо монтажа RFID-меток в автономера, ещё возникает вопрос об установке принимающих устройств. Скорее всего, они будут и стационарные, и персональные для сотрудников ГИБДД. Их стоимость тоже отнюдь не маленькая, и бюджетных средств пока не выделялось.
Вопросы применения
Дмитрий Кучеров также обеспокоен тем, какая информация будет привязана к радиометке: «например, мы, предоставляя потребителю сервисы на основе навигации ГЛОНАСС/GPS, опираемся в своей работе на VIN автомобиля. К нему идёт привязка информации по техническому состоянию автомобиля, пройденному ТО и др. При необходимости эти данные могут предоставляться в ГИБДД, как, например, сейчас мы в онлайн-режиме за счёт IT-интеграции передаём информацию по попыткам угона автомобиля или другим происшествиям в правоохранительные органы. В данном случае всё, что нужно сделать — интегрировать данные по автомобилю в единую систему: номер, VIN, технические параметры, информация о нарушениях, совершённых на данном транспортном средстве и т. д. Использование VIN в данном случае предоставляет иной алгоритм вызова данных из систем ГИБДД в режиме реального времени (VIN-номер, модель, цвет, прохождение ТО, штрафы, владелец и т. д.)».
Представители ГИБДД и технические эксперты говорят о том, что с внедрением RFID-систем должна улучшиться ситуация с угонами, поскольку технология позволяет отслеживать любой автомобиль. Но это хорошо, если следить будут только за украденными машинами, но ведь могут и за всеми. При этом вызывает опасение хранение на радиометке персональных данных, которые при желании могут считаться любым обладателем соответствующего прибора.
Складывается ощущение, что скандалы вокруг российских компаний, занимающихся передовыми технологиями, подталкивают власти к созданию искусственного объекта применения их разработок. Пока предложения только готовятся, но та поддержка, с которой ведомства принялись к исполнению поручения, говорит о том, что оно скорее всего будет принято и технология начнёт внедряться. А расплачиваться за это придётся российским автовладельцам, которые за свои деньги попадают под тотальный контроль.