Горючие слёзы. Почему на заправках столько некачественного бензина?

На вопросы «АиФ» ответил Александр Васильев, член Комитета государственной думы по транспорту, инициатор создания Института общественного контроля.

   
   

Нарушений - масса

- Объёмы продаж некачественного бензина в России, по различным оценкам, составляют от 30 до 70%. Как такое вообще возможно в стране, где добывается столько нефти? Мы что, до сих пор не научились делать нормальный бензин?

- Крупных нефтеперерабатывающих заводов, выпускающих более миллиона тонн топлива, у нас в стране порядка 30, а мелких - около 90. И, увы, работа этих мелких предприятий не всегда контролируется должным образом. Вот и поступает в продажу бензин негодного качества. Заправки его покупают и «улучшают» на свой лад: разбавляют, продают 92-й под маркой 95-го. Проверки общественного контроля показали: нарушений - масса! Но этой организации не под силу добраться до всех небольших заправок. Во-первых, каждая такая проверка стоит денег, которыми общественники не всегда располагают. Во-вторых, владельцы многих АЗС пытаются чинить препятствия проверяющим. Бывает, до рукоприкладства доходит, канистру у контролёров могут выхватить из рук. Или же, зная о грядущей проверке, просто закрывают заправку. 

Узнав об этой проблеме, мы начали работать с общественными организациями, которые занимаются качеством топлива. На сегодняшний день мы нашли нарушения не только в Москве, но и в Московской, Владимир­ской, Псковской областях.

- Нарушения найдены, а дальше что? Как заправки разбавляли бензин, так они и продолжают это делать. Их вообще как-то наказывают?

- Наказание - штраф до полумиллиона рублей. Неплохое поступление в бюджет, на мой взгляд, но, видимо, эта сумма недостаточно высока, чтобы напугать недобросовестных производителей и заправщиков. Кроме того, на моей памяти ещё ни одну АЗС не лишили лицензии по факту выявленных нарушений. Чтобы владельцы заправок перестали дурить народ, нужно принять изменения в законодательстве. Во-первых, правительство должно со своими контролирующими органами вести более серьёзную работу. Во-вторых, необходимо ввести более высокие штрафные санкции, которые бы существенно били по карману как нечистоплотных производителей, так и владельцев заправок.

Название - не гарантия

- Пока правительство будет думать, как изменить законодательство, что нам, простым людям, делать? Как понять, что на заправке мне недолили бензина или его качество оставляет желать лучшего? 

   
   

- Некоторые автолюбители уже по запаху могут понять, что с качеством не всё ладно. Но не все, конечно, такие доки. Поэтому следите за расходом топлива. Когда в баке неликвид, расход увеличивается. Даже неопытный водитель это поймёт. Заправляясь на одной и той же станции, всегда сохраняйте чеки. Если у вас машина встала после очередной заправки, то можно смело предъявить претензии о неисправности автомобиля. Что касается недолива, то старайтесь всегда заправлять полный бак - так проще заметить. Очевидно, что вас обманули, если у вас бак на 50 литров, а вам залили 60.

- А название заправки является гарантом качества? Раскрученные бренды лучше, чем мелкие, никому не известные?

- Безоговорочно доверять никому не стоит. Приведу вам конкретный пример. Во время экспедиции из Владивостока в Крым я спрашивал совета у местных дорожников о том, где лучше заправляться. В некоторых регионах мне настоятельно рекомендовали не иметь дела с крупными известными к­омпаниями. По словам местных, многие брендовые АЗС вовсе не являются заправками данного бренда и продают б­ензин совершенно другой марки.